Борьбу с разлившейся в Мексиканском заливе нефтью ведет "черепашка ниндзя"

С апреля Тони Хейворд курсирует между Хьюстоном, Батон-Ружем, Новым Орлеаном, Джексоном, Вашингтоном и Хьюмом – американскими городами, по которым разбросана команда ВР, координирующая борьбу с выбросом нефти в Мексиканском заливе. Борясь за пост гендиректора ВР, Хейворд как раз обещал больше внимания уделять безопасности на объектах компании. Пока нефть побеждает Хейворда

Взрыв в Мексиканском заливе уже снизил стоимость акций компании-виновницы ВР на четверть (см. врез). Пятно нефти с каждым днем расплывается все шире, стоимость операции по очистке уже превысила $760 млн. «Как, черт побери, это вообще могло случиться?» – так прокомментировал аварию генеральный директор ВР Тони Хейворд в интервью CNN.

Семья, спорт

Кабинет Хейворда поражает скромностью – его украшают лишь изображения двух детей и яхт. Жена Хейворда 10 лет трудится в ВР инженером-геофизиком. Хейворд – фанат футбольного клуба West Ham. Сам он увлекается парусным спортом и троеборьем. В свои 52 он жилист и вынослив, легко дает фору некоторым сорокалетним. Несмотря на напряженный график в эти дни, он может в пять утра после телеконференции пойти в спортзал.

ВР

Нефтегазовая компания. Финансовые показатели (2009 г.): выручка – $239,3 млрд, чистая прибыль – $16,58 млрд. Акционеры (данные Thomson Reuters): почти 100% – в свободном обращении. Капитализация – $132,8 млрд. Компания BP образована в 1998 г. путем слияния British Petroleum и Amoco. Добыча (2009 г.): 126,8 млн т жидких углеводородов. Доказанные запасы: 1,4 млрд т жидких углеводородов, 1,26 трлн куб. м природного газа.

Питер Сюзерленд, бывший председатель совета директоров ВР, который поддержал назначение Хейворда в 2007 г. руководителем компании, дает такой прогноз: «Я думаю, что все считали его отличным генеральным директором <...> Инцидент не изменил этого факта». «Пока нет признаков того, что инвесторы утратили доверие к Хейворду. Но многое зависит от того, что будет сказано в материалах официального расследования американских властей», – говорит один из акционеров компании.

Ситуация особенно неприятна для Хейворда из-за того, что когда в 2007 г. он боролся за пост генерального директора, то поклялся «сконцентрироваться, как луч лазера, на безопасности и надежности операций». В 2006 г. на Аляске произошла серьезная утечка нефти, в 2005 г. взрыв на перерабатывающем заводе в Техасе унес жизни 15 рабочих. Одним из самых обсуждаемых вопросов перед назначением Хейворда было введение в строй крупнейшей в мире нефтяной платформы Thunder Horse, принадлежавшей ВР и ExxonMobil. В 2005 г. прошедший по Мексиканскому заливу ураган «Деннис» серьезно повредил ее, накренив на 30 градусов. Хотя добыча нефти должна была начаться по плану в 2005 г., перед назначением Хейворда генеральным директором ее начало в очередной раз было отложено.

СУРОВЫЙ РОМАНТИК

Хейворд родился 21 мая 1957 г. в г. Слау (Англия, графство Беркшир), вырос в Виндзоре. Он был старшим из 11 детей, это развило в нем чувство ответственности. Учеба в средней школе не казалась ему чем-то интересным, Тони предпочитал домашнему заданию футбол во дворе, был капитаном команды. Посвящая много времени спорту, он тем не менее получил хорошие оценки по экономике, химии и геологии и поступил в Бирмингемский университет. Как признавался он позже, в немалой степени это было сделано для того, чтобы влиться в студенческую футбольную команду.

В университете Тони увлекся наукой о развитии Земли и стал строить академическую карьеру. После Бирмингема Хейворд в 1982 г. защитил докторскую в Эдинбургском университете. Его привлекла полная, как он полагал, путешествий и приключений жизнь геолога.

Еще студентом он провел несколько лет в турецкой деревушке, где никто не говорил по-английски. «Это было великолепно, – вспоминал он в интервью журналу Profile. – Я выучил турецкий, просто живя там, смог стать частью общины и добился в ней уважения до такой степени, что меня приглашали на свадьбы». Коллеги Хейворда позже подмечали, что у него потрясающая способность находить контакт с людьми любой национальности.

В начале 1980-х гг. цены на нефть взлетели до невероятных $35 за баррель, так что спрос на специалистов по геологоразведке стал огромен, пишет Profile. Хейворд получил несколько предложений по работе и собрался было идти в Mobil, но тут ему лично позвонил главный геолог ВР Дэвид Дженкинс и пригласил присоединиться к их дружному коллективу.

Польщенный Хейворд изменил решение, о чем позже не жалел. Некоторое время он наслаждался романтикой геологоразведки в графстве Абердиншир, где исследовал шельфовые месторождения Северного моря. Работая с зубрами нефтедобычи, свежеиспеченный доктор наук научился скромности и узнал, что такое работать в команде. Самый счастливый момент, вспоминает Тони, был такой: в четыре часа холодным рождественским утром он с коллегами вбурились в месторождение Миллер.

ЧЕРЕПАШКА НИНДЗЯ

Способного геолога перевели в лондонскую штаб-квартиру компании. Но Хейворд нашел ее слишком затхлой, а царящие там нравы подходящими скорее для секретной службы, чем для компании, бурящей скважины в земле. Уверяя себя и всех, что он «в душе первооткрыватель», Тони напросился на работу младшим менеджером в Китае, где исследовал месторождения в бассейне реки Сицзян, потом трудился во Вьетнаме, Монголии, Папуа Новой Гвинее и Франции.

В 2006 г. он с явной ностальгией говорил о тех временах: «Я провел семь лет в Латинской Америке и стал большим фанатом ее культуры, научился думать сердцем, а не только головой. Это осмысление жизни и культуры весьма многого стоит».

Стремясь удовлетворить свои лидерские амбиции, Хейворд прошел обычный для карьериста в ВР путь. Он участвовал во внутренних программах ВР по развитию персонала, и в 1990 г. на конференции по вопросам лидерства в г. Фениксе (Аризона, США) его отметил сам Джон Браун.

Тогда Браун был генеральным директором BP Exploration, через год стал генеральным директором всей ВР. Чтобы кадровому росту перспективных сотрудников не мешала царящая в концерне бюрократия, Браун лично отбирал многообещающих менеджеров в свои помощники на год-другой – набраться опыта и показать себя. В компании таких счастливчиков звали «черепашки ниндзя».

Восемнадцать месяцев в 1990–1991 гг., которые Хейворд провел у Брауна, окончательно превратили блистательного геолога в честолюбивого менеджера. «До этого я был сугубо геологом, я даже не имел представления, что такое бухгалтерский баланс, – вспоминал он в интервью Profile. – Джон [Браун] пытался перепозиционировать компанию, и мы часами разговаривали о стратегии и лидерстве».

ИДИОТСКИЕ ВОПРОСЫ

В 1992 г. Хейворд уехал в Колумбию трудиться менеджером по геологоразведке. Там у него родился второй ребенок – дочь, а сын научился говорить по-испански раньше, чем освоил английскую речь.

Когда Хейворд приехал в Колумбию, там работало 40 сотрудников ВР, все были экспатами. В начале 2000-х гг. из 450 работников не местными были только трое. Во многом это заслуга Хейворда, пишет Profile, который стремился максимально привлекать к работе местный персонал.

В 1996 г. Хейворда назначили президентом по операциям ВР в Венесуэле. В 1997 г. он вернулся в Лондон в кресло члена исполнительного комитета по добыче и вице-президента BP Exploration. В 2000 г. он стал казначеем ВР.

На первой же встрече Хейворд покорил сотрудников своей простотой и бесхитростностью, честно признавшись, что он недостаточно компетентен для этой работы и ему придется многому научиться. «Ответная реакция была фантастической. Со мной были терпеливы, меня поддерживали. Хотя порой я задавал идиотские вопросы», – вспоминал Хейворд. В 2003 г. он работал директором по разведке и добыче, членом совета директоров ВР и входил в совет директоров ТНК-ВР. «Человек с обезоруживающей улыбкой и неформальными манерами» – так характеризовал Хейворда Profile. Топ-менеджер консорциума AAР («Альфа‑групп», Access Industries и «Ренова», совладелец ТНК-ВР) отметил, что Хейворду присуща большая гибкость и лояльность к русским акционерам по сравнению с крайне жестким переговорщиком – президентом ТНК-ВР Робертом Дадли.

УДАР ПО БОССУ

«Он выглядит как херувим, но на самом деле безжалостен», – говорит один из бывших топ-менеджеров ВР. Долгое время Хейворд был в тени своего босса лорда Брауна. Но в 2006 г. совершил символическое восстание против своего наставника: выступая перед сотрудниками хьюстонского подразделения, подверг резкой критике стиль менеджмента и культуру в компании. «Наш стиль лидерства слишком прям. Руководство компании недостаточно прислушивается к тому, что говорят низы, – бичевал Хейворд. – Достоинством считается добиваться большего меньшими усилиями. Мантра «большее за меньшее» гласит, что мы можем на 100% выполнить задачу, использовав 90% ресурсов. В некотором смысле это нормально и может сработать, но необходимо подходить к вопросу более рассудительно и мудро. Иначе попадешь в беду». Еще одним поводом для недовольства Хейворда стало то, что руководство слишком долго живет в мире поквартального планирования, вместо того чтобы задуматься о 30–40-летних горизонтах.

Впрочем, Хейворд тут же дипломатично поправился – он прислал в Financial Times письмо, где объяснял, что его высказывания были «самокритичными», а упреки в речи были адресованы ему и его собственной команде. Но сигнал, решили журналисты, был дан четко. В мае 2007 г. Браун ушел с поста генерального директора ВР из-за разразившегося вокруг него гей-скандала – на полтора года раньше, чем планировал. Несмотря на критику в Хьюстоне, Браун лоббировал в свои преемники кандидатуру Хейворда.

НОВАЯ МЕТЛА

Возглавив нефтяную компанию, Хейворд объявил об упрощении организационной структуры, чтобы извести бюрократию и сократить дистанцию между начальством и подчиненными. Подчиненные отмечали, что он стремится избегать культа личности, всячески подчеркивая силу его менеджерской команды и культивируя мягкую манеру управления.

Много внимания Хейворд уделял промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды, говорит Денис Борисов из Банка Москвы. При Хейворде ВР удалось резко уменьшить количество несчастных случаев и аварий до конца апреля этого года. Через год с небольшим после назначения Хейворда цены на нефть достигли рекордных $147 за баррель и после июля 2008 г. резко пошли вниз. Хейворду пришлось снижать издержки добычи и объявить о массовых сокращениях в компании. Тем не менее ему удавалось сделать так, что до апреля 2010 г. акции ВР вели себя примерно как индекс MSCI Energy, говорит Борисов.

Хейворд периодически приезжает в Россию, чтобы встретиться с руководством страны и главами крупнейших компаний. Из-за нашей страны глава ВР потерял много нервов. В 2003 г. Браун удивил мир, добившись партнерства с ААР и основав компанию ТНК-ВР. Но с тех пор российские власти ужесточили контроль за нефтегазовой сферой.

В конце 2006 г. конкурент BP, компания Royal Dutch Shell PLC, был вынужден отдать контроль в «Сахалине-2» «Газпрому» и согласиться на статус младшего партнера. Примерно в то же время власти начали угрожать отзывом лицензии на Ковыктинское газоконденсатное месторождение у ТНК-BP (причиной стало несоблюдение условий лицензионного соглашения в части объемов добычи на месторождении). До отзыва лицензии дело не дошло, потому что в 2007 г. российско-британское СП договорилось о продаже Ковыкты «Газпрому». Но эта сделка не состоялась до сих пор, и теперь ТНК-BP надеется продать Ковыкту уже другой госкомпании – «Роснефтегазу».

Немало головной боли доставил Хейворду и бушевавший в 2008 г. конфликт акционеров ТНК-BP. Начался он с иска к ТНК-BP загадочной фирмы «Тетлис», требовавшей расторгнуть договор найма с прикомандированными к российской нефтяной компании специалистами BP. Потом у иностранцев, включая бывшего главного исполнительного директора ТНК-BP Дадли, неожиданно начались проблемы с визами, а саму компанию принялись проверять различные контролирующие органы. О том, что конфликт неизбежен, совладельцев ТНК-BP предупреждал даже Владимир Путин. «Я им сказал: не надо этого делать, договоритесь между собой, чтобы кто-то из вас имел контрольный пакет», – вспоминал он в интервью французской Le Monde. Но ТНК-BP была создана на паритетных началах, и в итоге ее российские акционеры обвинили британских в том, что из самостоятельной нефтяной компании они лепят подразделение BP.

Заглушить конфликт и договориться о мировой им все же удалось. В сентябре 2008 г. стороны объявили, что достигли баланса интересов. Но BP пришлось согласиться на замену Дадли на более лояльного всем акционерам руководителя. После долгих поисков на эту роль был выбран один из основателей West Siberian Resources Максим Барский. Связаться с ним не удалось.