Вектор


Невыездной интернет

Российские чиновники изобрели способ защитить рунет от посторонних глаз. Участники вчерашнего заседания межведомственной рабочей группы по подготовке изменений в законодательство об интернете сошлись во мнении: операторы, интернет-трафик которых не покидает российских границ, должны получить экономические привилегии. Правда, не факт, что «установить запрет на покидание [трафиком] границы РФ» возможно технологически, заметил председатель совета координационного центра национального домена сети интернет Михаил Якушев (цитата по ИТАР-ТАСС). Почему же, установить такой запрет можно – если физически ликвидировать все оптоволоконные каналы, связывающие Россию с зарубежьем. А оставить только радиорелейки – для телефонной связи. Но это будет, мягко говоря, очень странное решение. Хотя бы потому, что оно в одночасье лишит россиян доступа к любым зарубежным сайтам. По той же самой причине странно вести речь даже о «стимулировании» операторов сохранять трафик в России. Другое дело, если государство решит, к примеру, не облагать налогами доходы российских операторов от пропуска интернет-трафика, взамен рекомендовав им не брать друг с друга плату за его транзит. Тогда у операторов может исчезнуть экономический стимул гонять трафик из Москвы в Петербург через, к примеру, Стокгольм. Вот только очень сомнительно, что такую идею одобрит Минфин.

Начали с малого

Раз в квартал «Газпром» должен сообщать, сколько у него свободного места в трубе, как он выполняет заявки на подключение и транспорт газа, сколько отклоняет, какова выручка, себестоимость и инвестпрограммы в транспорте, как реализуются программы, как покупаются товары, необходимые для сегмента, и по какой цене. Все это предполагает проект постановления правительства о стандартах раскрытия информации по транспортировке газа. Автор – Федеральная служба по тарифам, она же и сообщила вчера о документе. Стандарты понадобились по закону «О естественных монополиях». Хотя, по сути, выходит замена правилам свободного доступа к трубе «Газпрома», которые два года пытается провести через правительство Федеральная антимонопольная служба. А «Газпром», естественно, сопротивляется: правила предполагали не только полное раскрытие информации (даже подробнее, чем по новому документу), они отменяли приоритетность «дочек» «Газпрома». Но новые стандарты должны пройти, уверен чиновник тарифной службы: это золотая середина между тем, что раньше «Газпром» вообще ничего не раскрывал, и тем, чего хотело антимонопольное ведомство. Вот только насколько это упростит доступ к газовой трубе «Газпрома», пока не ясно.

Сомнения Тимченко

Нефтетрейдер Геннадий Тимченко никак не найдет, кто бы вывел из кризиса некогда крупнейшего нефтегазового строителя страны – «Стройтрансгаз». Вчера компания сообщила об очередной смене руководителя, четвертой за последние два года. Причем руководители явно меняются по принципу «производственник – экономист». Тимченко купил контроль в «Стройтрансгазе» в 2008 г., сначала его возглавил бывший атомщик (производственник) Вячеслав Махонин, потом многопрофильный Александр Рязанов (кризисный экономист), в феврале Рязанова сменил Александр Капник (производственник, много лет проработавший в «Стройтрансгазе»), и вот новый председатель правления – Сергей Макаров (бывший вице-президент «Роснефти» по финансам). «Стройтрансгаз» с самого начала мало вписывался в портфель активов Тимченко, формально строительная отрасль малоприбыльна, тяжелоподъемна и слишком зависит от заказчиков. А «Стройтрансгаз» основного клиента – «Газпром» – тогда потерял, и с 2008 г. он получает убытки. Похоже, Тимченко уже и сам не очень понимает, что делать с активом.