Московский кинофестиваль взял курс на Латинскую Америку

В конкурсной программе 32-го Московского международного кинофестиваля почти нет громких имен и всего один фильм из России. Похоже, от ММКФ наконец-то можно ждать сюрпризов

Программа, объявленная на первой официальной пресс-конференции 32-го ММКФ, пока не окончательная. В основном конкурсе 15 картин, еще восемь – в конкурсе «Перспективы». В обоих конкурсных списках по одному российскому фильму. На вопрос, почему так, отборщики отшучиваются: «Вам не угодишь – то много, то мало». В прошлом году действительно перестарались: в главном конкурсе было три российские картины и все (вот совпадение!) получили призы. Сейчас от России там только «Воробей», игровой дебют известного документалиста Юрия Шиллера. Компанию ему мог составить «Кочегар» Алексея Балабанова, но режиссер, как сказали на пресс-конференции, лег в больницу и не успевает закончить фильм. Другие потенциальные конкурсанты из России предпочли «Кинотавр».

Иностранных знаменитостей практически нет (за исключением Марты Мессарош). Но это хорошая новость: ММКФ, похоже, отказывается от практики зазывания в конкурс почтенных мастеров мировой культуры, чьи поздние, закатные творения принято встречать вежливо и, с учетом прежних заслуг, очень терпеливо. Вместо этого отборщики обратили внимание на игровые работы документалистов (таких в конкурсе несколько, и это, кажется, новая важная тенденция) и занялись освоением новых актуальных территорий. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов не без гордости подчеркнул, что в этом году акцент сделан на Латинскую Америку (фильм из Венесуэлы – в основном конкурсе, копродукция Коста-Рики и Колумбии – в «Перспективах», остальное – в параллельных программах). А это самый свежий мировой тренд: только что в Каннах фестивальные скауты и арт-хаусные прокатчики первым делом разыскивали во внеконкурсных секциях латиноамериканские картины.

Но основным регионом конкурса остается Восточная Европа, где ММКФ иногда делает открытия, как было два года назад с болгарским «Дзифтом» Явора Гырдева. В этом году в конкурсе фильмы из Болгарии, Польши, Венгрии, Чехии и Румынии. Хотя картин из Западной Европы не меньше (по одной из Франции, Австрии, Испании, а из Германии две). Кроме того, есть Южная Корея, Канада и Турция. США и Великобритания – только в «Перспективах».

Во внеконкурсных программах по доброй традиции все самое громкое с главных мировых фестивалей последнего года: от каннских и венецианских призеров до хитов «Сандэнса» в документальной секции «Свободная мысль». Подробностей пока немного, но «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника и «Азиатский экстрим» Андрея Плахова никуда не делись. Новая программа – десятка фильмов, выбранных российскими режиссерами поколения нулевых.

Фильмом открытия будут «Женщина и мужчины» Клода Лелюша (в оригинале Ces amours là, но русское название одобрено мэтром). На закрытии дадут «Невероятные приключения Адели» Люка Бессона – он в этом году председатель жюри.