Будапешт отдал Москве 60 произведений великих художников

Из будапештского Музея изобразительных искусств в Пушкинский на выставку привезли 60 картин, большинство из них кисти великих художников
С.Николаев

Название «От Рафаэля до Гойи» впечатляет. Даже одна из этих двух фамилий способна вдохновить на поход в музей, но ими список великих художников – участников выставки не ограничивается. Вот в алфавитном порядке только массово известные: Веласкес, Веронезе, Ван Дейк, Джорджоне, Дюрер, Рубенс, Тициан, Хальс, Эль Греко. А еще Альтдорфер, Мурильо, Йорданс, Рейсдал и другие богом избранные.

Такого парада великолепных в нашем музее давно не было, и радость Пушкинский не скрывает – за броским названием следует не обычное тоскливое «европейская живопись XIV–XVIII вв.», а гордое «Шедевры из Музея изобразительных искусств. Будапешт».

Коллекция старых мастеров этого музея имеет заслуженную славу, в основе ее – собрание князей Эстерхази, богатством и меценатскими амбициями соревновавшихся с Габсбургами. Так что будапештский музей хотя и уступает великим музеям имперской Вены, но выдерживает сравнение с ними.

Выставка, определенная как собрание шедевров, не должна иметь концепции, но, стараясь найти логику в отборе экспонатов, сотрудники будапештского музея решили, что директор ГМИИ им. А. С. Пушкина выбирала их сердцем. И хотя на пресс-конференции уточнили, что и разум Ирины Александровны Антоновой в отборе участвовал (внимание обращалось на качество живописи и работы художников, которых в Пушкинском нет), но 12 из привезенных полотен – мужские портреты, в большинстве юношеские.

И все эти юноши прекрасны: ангелоподобный – Рафаэля, обманчиво смиренный – Джорджоне, загадочный – Дюрера и даже – не чета им по качеству живописи – порочный мальчишка Витторе Гисланди.

Есть на выставке и семейные портреты (трогательная супружеская чета Ван Дейка), и женские, есть занимательные жанровые картины (публике должны приглянуться сцены вакханалии и тюремных пыток), неожиданно мало религиозных сюжетов, которые часто утомляют зрителей, особенно детей.

Не каждая картина на выставке безусловный шедевр, но все достойны внимания, всякая дождется поклонника. Знаток с удовольствием остановится перед пейзажем Клода Лоррена, удивится, что на картине Йоса ван Клеве мадонна поит младенца алым вином. А любой профан восхитится светящимся жемчужным колоритом картины Эль Греко, воспевшего Марию Магдалину.

Известно, что в Будапеште есть лучший Эль Греко и великолепный Брейгель, но не расставаться же музею со всеми шедеврами, даже в обмен на выставку импрессионистов и модернистов из Пушкинского. За то, что привезли, – спасибо.

Особенно за «Девушку с кувшином» Гойи. Вот уж что шедевр, так эта маленькая картина. Нет сомнения, что писана она гениальной рукой. И мазок энергичен, и девушка как живая – задорная, гордая, босая, нам понятная.

Живопись старых мастеров – это ведь не только эстетическое удовольствие, это еще и путешествие во времени, «чтение прошлого», как говорил Марсель Пруст.