В очередь за ботинками

Рынок обуви в I квартале 2010 г. продемонстрировал устойчивый рост. Одна из причин в том, что торговцы подняли цены

В I квартале 2010 г. рынок обуви вырос на 5–10% в натуральном выражении и на 15–20% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оценивает Сергей Саркисов, вице-президент корпорации «Эконика» (управляет одноименной обувной сетью). Спрос восстанавливается, цены растут.

Весь 2009 год продажи обувщиков падали. По данным Национального обувного союза, за год объем рынка сократился на 25–30% в натуральном выражении. Российский рынок сильно зависит от импорта (на его долю приходится 90% продаж), объясняет Наталья Демидова, гендиректор союза. В 2009 г. импорт обуви снизился на 22,3% и составил 222,1 млн пар против 285,8 млн пар в 2008 г., указано в докладе Российского союза кожевников и обувщиков. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2009 г. в Россию ввезено 73,6 млн пар кожаной обуви (в 1,5 раза меньше, чем в 2008 г.) на $1,2 млрд (на 33,4% меньше).

А с начала года рынок начал восстанавливаться. Это видно даже по импорту: по данным ФТС, в первые три месяца ввезено 26,5 млн пар кожаной обуви на $556,1 млн – почти половина всего прошлогоднего импорта. По данным Союза кожевников и обувщиков, импорт всей обуви за квартал вырос на 20% до 82 млн пар.

В сети «Эконика» продажи в I квартале выросли на 10% в количественном выражении и на 37% в рублях, говорит Саркисов. Он объясняет это ростом числа собственных магазинов сети на 10% и ростом средней розничной цены пары – за пять месяцев 2010 г. на 8–10% (в 2009 г. – на 12%).

В сети «Вестфалика» сопоставимые продажи в натуральном выражении выросли на 27%, в «Пешеходе» – на 10%, рассказывает директор управляющей сетями компании «Обувь России» Антон Титов. По его словам, «Обувь России» в 2009 г. подняла розничные цены в среднем на 20%, в 2010 г. – на 3–5%.

По данным на середину мая, продажи коллекции «осень-зима 2010» производителя обуви Ralf Ringer выше продаж коллекции «осень-зима 2009» на 16%, по сезону «весна-лето» рост составил 18% (все в натуральном выражении). В 2009 г. компания не поднимала цены, уверяет ее представитель Александр Греб.