Сигареты подорожают

Минфин предложил в следующем году увеличить акциз на сигареты на 44%. Если поправки пройдут, это будет самое большое повышение за последние годы

Минимальный акциз на сигареты с фильтром в 2011 г. может составить 360 руб. за 1000 штук – это на 44% больше, чем в 2010 г. Такие предложения содержатся в разработанных Минфином поправках в Налоговый кодекс (документ есть у «Ведомостей»). В 2012 и 2013 гг. Минфин предлагает поднимать акцизы на 28%: до 460 и 590 руб. Законопроект разослан на согласование в ведомства, сообщила замдиректора налогового департамента министерства Наталья Комова. Минэкономразвития сейчас оценивает проект Минфина как с точки зрения поступлений в бюджет, так и с точки зрения влияния на отрасль и потребителей, сказал директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.

Если поправки в Налоговый кодекс одобрят депутаты, повышение в 2011 г. будет самым значительным за последние пять лет. В 2010 г. акциз вырос на 41%, в 2009 г. – на 25%.

Сейчас доля акциза в максимальной розничной цене сигарет с фильтром составляет до 45,5%, говорит директор по коммуникациям Japan Tobacco International Анатолий Верещагин.

Если предложение будет принято, только за счет акциза дешевые сигареты с фильтром подорожают на 3 руб., сигареты премиального сегмента – на 5 руб., рассчитал Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия». За последние четыре года акцизы на табачные изделия уже увеличились более чем вдвое; розничные цены на дешевые сигареты выросли более чем на 70% – с 8–9 руб. за пачку в 2007 г. до 15 руб. в 2010 г., говорит он.

Более резкое увеличение акцизов усугубит переключение потребителей на более дешевые сигареты, которое наблюдается уже сейчас, считает директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис интернэшнл» в России Алексей Ким. Может вырасти число контрафактной и контрабандной продукции, особенно с учетом формирования Таможенного союза, продолжает он.

«Сегодня акциз собирается на 100% благодаря сбалансированной налоговой политике. Необходимо избежать перегибов, которые способны снизить собираемость акциза и нанести существенный удар по легальной продукции и потребителям», – говорит Верещагин.