Осторожность помогла


В 2009 г. «Сибур холдинг» впервые за семь лет снизил выручку по МСФО, посетовал вчера президент компании Дмитрий Конов. В 2009 г. оборот «Сибура» снизился на 7% до 161,4 млрд руб., сообщил холдинг. Доля выручки, полученной в России, составила 57%, экспортной – 43%. В структуре доходов по-прежнему львиная доля приходится на нефтехимию – 75,4%. Остальное примерно поровну делят бизнесы по производству шин и минеральных удобрений холдинга.

EBITDA «Сибура» в 2009 г. сократилась на 21,9% до 31,8 млрд руб. Рентабельность по этому показателю, впрочем, снизилась всего на 1 п. п. до 22%. А вот чистая прибыль даже выросла на 20,6% до 19,3 млрд руб. В итоге чистая рентабельность «Сибура» увеличилась с 9 до 11%.

«Сибур», наверное, единственная нефтехимическая компания в мире, которая сумела увеличить прибыль в 2009 г., гордится вице-президент холдинга по финансам Алексей Филипповский. Например, прибыль Dow Chemical в 2009 г. снизилась на 42% до $336 млн, а BASF – на 51,6% до 1,41 млрд евро. Несмотря на резкое падение спроса на нефтехимическую продукцию, убытки «Сибур» терпел всего два месяца – в декабре 2008 г. и январе 2009 г., продолжает Филипповский, в марте же у компании появилась первая прибыль. В апреле – мае 2009 г. удавалось зарабатывать 1,5 млрд руб. EBITDA в месяц, а в IV квартале – уже по 4–5 млрд руб., отмечает он.

«Приближение кризиса мы почувствовали еще в сентябре 2008 г. И начали действовать», – вспоминает Филипповский: компания занялась сокращением издержек, на время приостановила работу некоторых производств, а главное – в конце 2008 г. создала резерв под обесценение рубля. Но прогноз оказался пессимистичнее реальности – курс рубля снизился не так сильно, как ожидалось, и положительный эффект от этого резерва в 2009 г. составил несколько миллиардов рублей, отмечает финансист.

На перспективы 2010 г. «Сибур» смотрит с оптимизмом – по прогнозу компании, ее выручка достигнет 200 млрд руб. А вот в 2011 г. может начаться снижение цен, опасается Филипповский: отрасль входит в низкую фазу цикла – на Ближнем Востоке запускаются новые мощности, что значительно увеличит предложение продукции на рынке.