Слегка сюрреалистическая кинобиография Сержа Генсбура

В биографическом фильме «Генсбур. Любовь хулигана» дело не в хулиганстве, не в любви и не в количестве женщин. Эта довольно художественная картина по большей части про нос
KinoBank.org

Подзаголовок «Любовь хулигана», как обычно, придумали наши прокатчики. Оригинал не без иронии назван «Генсбур. Героическая жизнь» (Gainsbourg. Vie héroïque). А знаменитый шансонье в нем – персонаж комикса: художник и режиссер Жоанн Сфар экранизировал собственный графический роман.

То есть Генсбур из фильма не просто герой, а супергерой, только его оружие – не суперсила, а суперпесни. А если вам не хватает суперзлодея, то его роль, по идее, мог бы тоже играть Генсбур – например, в те моменты, когда особенно крепко пьян. Но Жоанн Сфар решает мотив раздвоенности супергероя в более романтическом ключе.

В начале фильма маленький Люсьен Гинзбург, сын одесских евреев-эмигрантов, учится музыке и живописи, носит на куцей курточке предписанную германским оккупационным режимом желтую шестиконечную звезду и слышит голоса в голове. К моменту, когда мальчик определяется, что в его жизни главное (музыка и женщины), внутренний голос оформляется в долговязую фигуру по кличке Морда – классического двойника в гофмановско-гоголевской традиции.

У Морды длинные музыкальные пальцы, большие музыкальные уши и огромный нос, намекающий разом на все, что хотите: еврейство, поэтический романтизм Сирано де Бержерака и неотразимую сексуальность. Люсьен (действительно очень похожий на Генсбура актер Эрик Эльмоснино) невзрачен, деликатен и даже робок. Морда, видимый только Люсьену, вдохновенен и нагл. Он вечно провоцирует Люсьена, подбивает на то, что сам Люсьен не решается сделать. «Потанцуем?» – предлагает юному шансонье уже знаменитая певица Жюльетт Греко (Анна Муглалис). «Я не очень умею», – мямлит Люсьен. «Давай тогда я!» – лезет Морда. Ну уж нет, отталкивает нахала герой. Вот так-то щуплый ресторанный пианист Люсьен Гинзбург с приклеенной к губе сигаретой и становится неотразимым и комически самодовольным (как будто все время пытается встать на цыпочки) Сержем Генсбуром.

Может показаться, что сюжет «Героической жизни» строится как череда знаменитых любовных романов: Жюльетт Греко, Брижит Бардо, Джейн Биркин. Но эти любовные даже не линии, а пунктиры – самое слабое в фильме. Во-первых, очередная красавица не больше чем повод для очередного клипа на очередной шлягер. Во-вторых, Летиция Каста внешне похожа на Бардо, но по-актерски явно не тянет, а Люси Гордон играет вдохновенней, но признать в ней Джейн Биркин затруднительно. В общем, лучше бы Жоанн Сфар всех этих однообразно прекрасных женщин просто нарисовал.

Так что, выходит, главное в фильме – отношения Генсбура с Мордой, которого он периодически пытается прогнать (однажды даже удается; Морда сидит на крыше и плачет), но к которому все больше тянется, пока в один похмельный день не обнаруживает у себя такие же уши и нос. После чего какие-то женщины по инерции продолжают околачиваться в кадре, но достигшая трагического апогея любовь Генсбура к хулигану в себе позволяет в любой момент с легкостью заменить любую из них на сигарету или стакан.