Наото Кан: "Бизнесу нужно, чтобы доллар стоил 95 иен. Приложу все усилия для этого"

По японским законам глава кабинета министров назначается на трехлетний срок. Однако за последние три года в Японии сменилось уже пять премьер-министров. Будущее Наото Кана, официально назначенного на эту должность неделю назад, зависит от того, сможет ли он решить не давшиеся предшественникам задачи – от борьбы со стагнацией до вывода из Японии американской авиабазы
Reuters

Факты

Воинственный премьер Кан – сторонник усиления роли военных в Японии, что входит в противоречие с пацифистской послевоенной конституцией страны. Как-то он удивил журналистов, признавшись, что изучал вопрос, как Япония может атаковать пусковые установки баллистических ракет в Северной Корее. Для этого, по его мнению, нужно установить на корабли ракеты «Томагавк» или же закупить истребители F-15.

О стране

Япония. Площадь – 377 944 кв. км. Население (2009 г.) – 127,51 млн человек. ВВП (2009 г.) – 474,22 трлн иен ($5,12 трлн). Дефицит госбюджета (за финансовый год, завершившийся 31 марта 2010 г.) – 33,5 трлн иен ($374 млрд). Международные резервы (на 1 мая 2010 г.) – $1,047 трлн. Совокупный национальный долг (на 30 апреля 2010 г.) – 973 трлн иен ($10,8 трлн). Сальдо торгового баланса (2009 г.) – 1,43 трлн иен ($15,41 млрд). Безработица (2009 г.) – 5,1%. Дефляция (за финансовый год, завершившийся 31 марта 2010 г.) – 1,6%.

Его прозвище – Ира-Кан, т. е. «неистовый Кан». В этом году, еще будучи министром финансов, Наото Кан не постеснялся в пух и прах раскритиковать своего соратника по коалиции, лидера Новой народной партии Сидзуку Камэи, когда тот стал добиваться введения максимальных лимитов для сбережений на почтово-сберегательных счетах и попытался обратить вспять реформу почты. Да и политические противники недолюбливают Кана из-за его привычки давать резкие, прямые и жесткие ответы в дискуссиях.

Кенити Симомура, работавший раньше с Каном, говорит, что слухи о его взрывном характере полностью соответствуют действительности. Но добавляет, что Кан не держит зла и, более того, умело управляет своим гневом, превращая его в источник силы. «На переговорах с бюрократами и при других трудных вызовах он показывает изрядную выдержку, – говорит Симомура. – Агрессивная сторона его характера помогает, когда ему что-то нужно продавить, например получить доступ к информации».

Небогатая родословная

Кан родился 10 октября 1946 г. в городе Убэ (префектура Ямагучи на западе Японии). Его отец был простым инженером, но к концу жизни сумел повысить социальный статус и стал управляющим стекольного завода. Кан был вторым ребенком в семье – и единственным сыном.

Родословная Кана выделяет его на фоне его предшественников. Он не принадлежит к династии премьер-министров и даже просто министров. Наоборот, Кан любит подчеркнуть, что происходит из семьи «обычного служащего», жившего на одну зарплату. Сам Кан почти в 65 раз беднее предыдущего премьер-министра – Юкио Хатоямы. Богатство Кана оценивается примерно в $245 000. Из них $154 000 – вклады в банках, остальное – участок земли в пригороде Токио и лес в районе города Окаяма на западе страны, откуда он родом. У Кана нет ни акций, ни долей в бизнесе. Личное же состояние Хатоямы оценивается в $16,5 млн, он считается одним из самых богатых депутатов японского парламента.

Кану прочили техническую карьеру. Он окончил кафедру прикладной физики Токийского технологического института и даже изобрел калькулятор для подсчета очков в китайской игре маджонг, в которую любили резаться японские студенты. Порой играли на деньги, так что при сложной системе начисления очков калькулятор Кана сильно облегчал жизнь ему и товарищам. Позже устройство, работавшее на транзисторах, демонстрировалось на выставке в музее префектуры Тиба, но особой славы Кану не принесло. Он предложил свое изобретение компании Nintendo, которая в то время зарабатывала еще не на приставках, а на настольных играх. Но там решили, что любой более или менее опытный игрок и сам посчитает свои очки, так что особого спроса на товар не будет.

К тому времени Кан и сам перестал интересоваться техникой. Получив диплом, он занялся общественной деятельностью, в том числе защитой прав потребителей и охраной природы. В 1971 г. Кан стал патентным адвокатом, а в 1974 г. основал собственное патентное бюро.

Бич бюрократов

В университете Кан был одним из активистов студенческого движения. Business Week даже утверждает, что он возглавлял умеренно левые студенческие группировки во время волнений конца 1960-х гг. В 1974 г. Кан руководил избирательной кампанией лидера японских феминисток Фусаэ Итикавы. Та прошла в парламент, и Кан решил и сам попробовать счастья. Трижды он неудачно участвовал в выборах в парламент как независимый кандидат: в 1976, 1977 и 1979 гг. Удача улыбнулась ему только в 1980 г., когда он примкнул к ныне исчезнувшей объединенной социал-демократической партии. С тех пор Кан сменил несколько мелких партий, но выигрывал все перевыборы.

Если не считать короткого перерыва с августа 1993 г. по июнь 1994 г., с 1955 г. и до прошлого лета в Японии правила либерал-демократическая партия – либо одна, либо в коалиции с кем-то. Кан упорно портил жизнь либерал-демократам, переча им по любым вопросам, от реформы здравоохранения до ядерной безопасности. Но в 1994 г. Кан примкнул к партии «Сакинагэ», а в 1996 г. либерал-демократы объединились с этой партией – и выиграли выборы.

Лейтмотивом кампании служило утверждение, что политики могут контролировать бюрократов. Получив портфель министра здравоохранения и социальной сферы, Кан принялся активно это доказывать. Он стал известен всей Японии, заставив чиновников обнародовать долго скрываемую информацию о бездействии госслужащих, в итоге которого 1800 больным гемофилией была перелита кровь, зараженная ВИЧ. История произошла еще в 1980-х гг., но скандал всколыхнул всю Японию. Среди подозреваемых оказались госчиновники, главы медицинских корпораций и эксперт по ВИЧ.

Затем Кан от лица государства извинился перед жертвами и их родными, что сделало его одним из самых популярных политиков страны и позже – лидером оппозиции. Если верить соцопросу газеты «Асахи симбун» от 1996 г., Кан занял бы второе место на выборах премьер-министра, уступив только тогдашнему премьеру Рютару Хасимото. С тех пор Кан усиленно культивирует свой имидж непримиримого борца с бюрократами, который дает ему немало очков в глазах избирателей.

Демократ-пилигрим

В конце 1996 г. Кан вместе с Хатоямой и рядом других политиков занялся созданием нового политического союза – Демократической партии Японии – и стал ее первым президентом в 1998 г. За время существования партии выборы ее главы проходили 16 раз, 10 раз Кан в них участвовал и шесть раз побеждал.

Но тогда, в 1998 г., Кан оказался под ударом: его подозревали во внебрачной связи с медиасоветником Юко Тономото. Не помогла даже 300-страничная книга, написанная Тономото по горячим следам этой истории, где она отрицала романтическую связь и рассказывала, в чем заключается редкая для Японии профессия медиасоветника, пишет Far East Economic Review. В 1999 г. Кан не смог переизбраться на пост президента демократической партии. Только в 2002 г. ему удалось снова возглавить созданный при его участии политический блок.

А на выборах 2003 г. Кан и демократическая партия настолько успешно представили себя как оппозицию либерал-демократам, что истеблишмент заговорил о возникновении в Японии двухпартийной политической системы. «Он провел самоанализ и стал мягче к окружающим [по сравнению с кампанией-99], – вспоминает один из членов демократической партии. – Он начал много улыбаться перед телекамерами, чтобы создать лучшее впечатление о себе».

Но ему снова пришлось уйти с поста президента демократов. В 2004 г. японские депутаты принимали законопроект о пенсионной реформе – работники корпораций к 2017 г. должны будут отчислять в пенсионный фонд 18,3% зарплаты вместо 13,5%, а выплаты пенсионерам будут сокращены. Оппозиция, в том числе и Кан, сопротивлялась до последнего и выдвинула требования: члены правительства должны раскрыть информацию об уплате ими пенсионных взносов. Оказалось, семь членов правительства пренебрегали этой обязанностью. Но не рой другому яму – выяснилось, что и Кан 10 месяцев в 1996 г. не платил ни иены в пенсионный фонд. Как раз в тот период он был министром здравоохранения и социальной сферы. Протесты оппозиции сникли, законопроект прошел парламент.

Позже Кану удалось доказать, что неуплата пенсионных отчислений была не его ошибкой, утверждает FT. А тогда, чтобы успокоить электорат, он нарядился в белые одежды и отправился в паломничество по 88 храмам на западе острова Сикоку. После этого к нему приклеилось еще одно прозвище – О-Хэнро-сан, т. е. «пилигрим».

В середине октября 2005 г. Кан объявил о планах по созданию партии «Данкай» (партия бэби-бумеров), которая защищала бы права рожденных во время послевоенного демографического взрыва в Японии. Почти 3 млн представителей этого поколения выходили на пенсию с 2007 г. Но эта задумка не получила развития.

В 2009 г. демократическая партия пришла к власти, а Кан стал вице-премьером. Попутно с этим он перепробовал ряд постов – был министром по национальной политике, министром по экономике и фискальной политике, министром по науке и технологической политике. В январе 2010 г. Кан получил от Хатоямы предложение стать министром финансов (шестым за 18 месяцев), сохранив пост вице-премьера. А в мае 2010 г. встал вопрос о новом премьере.

Рейтинг премьера Хатоямы упал ниже 20% по сравнению с 70% в сентябре 2009 г. Хатояму обвиняли в том, что он обещал перенести с Окинавы американскую военную базу, а вместо этого договорился с США об обратном. К тому же всплыла история о том, как мать Хатоямы пожертвовала ему во время предвыборной кампании почти $13 млн. С таким премьером партии грозил провал на июльских выборах в верхнюю палату. 2 июня Хатояма подал в отставку, а 4 июня новым президентом демократической партии и премьер-министром страны стал Кан.

В ожидании реформ

Придя к власти, Кан заклеймил ошибочную социальную и экономическую политику властей страны на протяжении 20 последних лет. Достаточно вспомнить об огромном числе самоубийств (около 30 000 человек каждый год) и высоком уровне безработицы среди молодежи, возмущался он. «Прежде всего необходимо вернуть доверие народа. Второе главное направление – это экономика, финансовая политика и социальное обеспечение, – говорил новый премьер делегатам демократической партии. – Я верю, что мы сможем применить комбинацию сильной экономики, жесткой фискальной политики и развитой социальной защиты».

Когда проблемы Греции переросли в общеевропейский кризис, Кан был одним из тех, кто громче всех говорил о необходимости долгосрочной налоговой реформы, чтобы Токио не повторил судьбу Афин. Аналитики соглашаются, что у Кана хватит настойчивости продавить необходимые реформы, хотя ему придется приложить много сил, чтобы преодолеть инерционность однопартийцев. Кан намерен заткнуть дыры в бюджете, увеличив 5%-ный потребительский налог. Но демократическая партия обещала не поднимать этот вопрос до конца 2013 г. Правда, замечает Reuters, слова Кана нужно воспринимать с осторожностью. У него талант строить фразы, допускающие несколько толкований, и он уже отказывался от приписываемого ему стремления ужесточить налоговую политику – когда это нужно было, чтобы завоевать голоса.

Кан призывает Банк Японии бороться с дефляцией и в отличие от Хатоямы считает, что усиление иены не в интересах экономики страны, – за что его обожают экспортеры. Еще на посту министра финансов Кан говорил: «В бизнес-сообществе раздается немало голосов в пользу того, что для торговли лучше всего, чтобы доллар стоил 95 иен <...> Вместе с Банком Японии я приложу все усилия, чтобы привести обменный курс к подходящему уровню». По данным Bloomberg, курс иены к доллару 1 января 2010 г. был 93,04 иены за доллар, 29 января 2010 г. – 90,27 иены за доллар, 9 июня 2010 г. – 91,44 иены за доллар.

В минувшем фискальном году государство выпустило долговых бумаг больше, чем получило налогов. В этом году ожидается повторение ситуации. Сейчас госдолг Японии в два раза больше ВВП, а к 2014 г., по прогнозу МВФ, он может достичь 246% ВВП. Так что от правительства Кана ждут продуманного плана по решению этой проблемы. А во внешней политике он скорее всего будет продолжать линию демократов на установление более тесного партнерства с США и усиление связей с Азией, в том числе Китаем. С другой стороны, Кану придется гасить недовольство подписанным его предшественником 28 мая договора о том, что американская военная база останется на Окинаве – правда, переедет в менее населенный район. В апреле 90 000 японцев протестовали против присутствия американских военных, вряд ли их успокоит подобный компромисс.