Не до веселья

Pоссия оказалась мировым рекордсменом по темпам падения медиаиндустрии и рынка развлечений в прошлом году, выяснили аналитики Pricewaterhouse-Coopers (PwC). И взрывного роста в ближайшие годы они не ждут

По итогам 2009 г. расходы на развлечения и медиа (Entertainment & Media, E&M) в России снизились на 10,7% до $9,99 млрд. Это самое резкое падение среди всех стран – общий объем глобального рынка сократился лишь на 3% до $1,322 трлн, указывает PwC в своем новом исследовании «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2010–2014 гг.» (Global Entertainment & Media Outlook 2010–2014). Причем введенный летом 2009 г. в России запрет на игорный бизнес не повлиял на эти итоги: с прошлого года аналитики PwC перестали включать его в свой обзор во всех странах.

Ситуация в России объясняется резким падением потребительской уверенности в стране, вызвавшим снижение спроса как на потребительские товары, так и на услуги, поэтому пострадал и рекламный рынок, и рынок развлечений: например, россияне стали меньше ходить в кинотеатры, объясняют аналитики PwC. Действительно, по замерам Nielsen, Россия в прошлом году лидировала по темпам падения рейтинга потребительского оптимизма: этот показатель весной 2009 г. снизился по сравнению с осенью 2008 г. со 104 до 75 пунктов, показав самый низкий результат на всю историю наблюдений в стране.

Рынок E&M в России начнет восстанавливаться в 2010 г. и в ближайшие пять лет будет расти в сопоставимых ценах на 9,3% в год, ожидают аналитики PwC. До кризиса ежегодный рост составлял 18–20%.

«Резкого спада в кино мы не увидели», – оптимистичен генеральный директор сети кинотеатров «Синема парк» Сергей Китин. Он считает 10% ежегодного роста реалистичными. В кризис сильнее пострадали бизнесы, зависящие от рекламных расходов, а не от конечного потребителя, добавляет он. Радикальное падение обеспечили скорее наружная реклама и печатные медиа, а не кино и телевидение, согласен председатель экспертного совета «Национальной медиагруппы» Александр Роднянский: «А сейчас в кино мы видим приток зрителей – он связан прежде всего с появлением технологии 3D».

Но не во всех индустриях так оптимистичны. Например, объем книготорговли в рублях в 2009 г. упал примерно на 10%, в долларах падение еще более значительное, констатирует финансовый директор издательства АСТ Олег Бартенев: «Объем книжного рынка продолжает сокращаться и в этом году. Одна из причин в том, что розница не полностью рассчиталась с небольшими издательствами: это привело к сокращению количества новых книг на 15%, за которым последовало снижение спроса, – говорит он. – И мы пока не понимаем, насколько быстрым будет восстановление».