Научились зарабатывать

На три дня Петер­бург­ского международного экономического форума (ПМЭФ) отельеры снова в несколько раз повысили цены на проживание. Это обычная практика для городов, где не хватает гостиниц

В отеле «Марриотт кортъярд» на Васильевском острове стандартный номер в июне стоит 8500 руб., а в период с 16 по 19 июня – 18 500 руб. В Renaissance St. Petersburg Baltic Hotel стоимость номера увеличилась с 12 500 до 30 000 руб., сообщил представитель Marriott. В «Парк инн Прибалтийская» с 15 до 19 июня установлены специальные тарифы: одноместный номер стоит 9350 руб., двухуровневый люкс – 23 000 руб., в остальные дни июня – 5500 руб. и 14 000 руб. соответственно. По словам управляющей «Гранд отель Европа» Юлии Пашковской, в дни форума отель предлагает номера по тарифам, которые действуют весь июнь. Цена на классический стандартный номер – 36 000 руб., классический люкс – 350 000 руб., люкс-апартаменты – 470 000 руб. Загрузка восьми гостиниц – официальных партнеров на период форума – 100%, утверждают в отелях.

«Цены на отели в Петербурге действительно аховые, причем не только во время ПМЭФ», – рассказывает сотрудник нефтяной компании, участвующей в форуме. По его словам, осенью прошлого года, когда в городе проходила конференция по освоению континентального шельфа, ситуация была аналогичной. Но отказываться от услуг дорогих отелей многие российские компании не могут: «Есть такое понятие, как пафос».

По словам руководителя службы гостиничного размещения фонда ПМЭФ Елизаветы Дунаевой, число участников официальной программы в этом году увеличилось с 2200 до 3000 человек, а максимальные скидки, которые предоставляют им гостиницы-партнеры, – с 25 до 40%. По словам Пашковской, в этом году цены для гостей форума снижены на 10–20%. Об аналогичных скидках сообщили представители Corinthia Hotel, «Сокос отель палас бридж» и «Сокос отель Васильевский». В «Астории», «Англетере», «Парк инн Прибалтийская», «Рэдиссон САС ройал» скидки не раскрывают.

По данным Colliers International, стоимость стандартных номеров во время форума увеличилась на 20–30%, сьюты и люксы, популярные у его участников, подорожали в 7–8 раз. Это высокие цены, но если по ним покупают, то отель будет их предлагать, говорит директор по связям с общественностью «Коринтия Санкт-Петербург» Наталья Белик. Это компенсация убытков низкого сезона, добавляет она. По словам Белик, когда отель был загружен на 20%, цены падали на 50–70%.

Цены в низкий и высокий сезоны в отелях Петербурга различаются в среднем на 50%, оценил представитель девелоперской компании Caspian Роман Львов. По его данным, в прошлом году загрузка отелей упала на 20–30%, цены снизились на 30–40%. С января по апрель 2010 г. средняя загрузка гостиниц Петербурга составила 40–43%, некоторые операторы частично или полностью закрыли гостиницы на период январских каникул, добавляет замдиректора департамента консалтинга Colliers в Петербурге Евгения Васильева. Повышение цен в июне, когда в городе больше всего туристов, – ожидаемое событие, рассуждает директор гостиницы «Октябрьская» Владимир Иванов. «Почему ПМЭФ закладывается на пик сезона, когда цены и так высоки?» – недоумевает он.

В первый раз чиновники обратили внимание на ценовую политику гостиниц в 2008 г. (см. врез). После нынешнего форума отели снова ждет проверка, обещает глава УФАС по Петербургу Олег Коломийченко. В конце мая он заявил, что на время форума некоторые гостиницы города подняли цены в среднем на 30–40%, а отдельные – на 800%, и сравнил их с мародерами. К сознательности взывала и губернатор города Валентина Матвиенко, на прошлой неделе заявившая, что владельцы отелей «должны заботиться об имидже города и понимать, что сиюминутная выгода от повышения цен на какое-то время может обернуться потерей репутации и оттоком посетителей».

Ценовой сговор сложно доказать, ведь он не фиксируется в документах, договоренности заключаются устно либо по цепочке: один повысил цены, после этого повышают другие, говорит юрист фирмы «Частное право» Кирилл Чоракаев. За ценовой сговор грозит штраф в размере до 15% годовой выручки и взыскание дохода, полученного в результате сговора.

Ситуация с завышением цен в отелях на период значимых мероприятий характерна не только для Петербурга, но и для других городов, в которых не хватает гостиниц, считает председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. Во время время зимней Олимпиады в Ванкувере заполняемость Hotel Le Solei составила почти 100%, а цены поднялись в среднем на 20–30%, рассказал представитель отеля. Ценовая политика Kempinski основана на балансе спроса и предложения и не зависит от проведения выставок и других мероприятий, говорит руководитель отдела по связям с общественностью оператора Элизабет Кресс. По ее словам, в середине года определяется наивысшая цена на будущий год, с которой в низкий сезон предоставляются скидки. Разница в ценах на размещение может достигать 30–40%, проблем с местными властями никогда не возникало, поскольку оператор объявляет свои пиковые цены и не превышает их, замечает Кресс. Accor не повышает цены на время крупных мероприятий, но заблаговременно публикует свою тарифную сетку, говорит Алексис Деларофф, управляющий директор RMHC/COO Accor Hospitality Russia – CIS.