Вторая жизнь А320

Планы по конвертации в России пассажирских самолетов Airbus А320/321 в грузовые сбываются. С 2013 г. их начнет выпускать ульяновский «Авиастар»
Bloomberg

Соглашение о выпуске грузовых А320/321 губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и президент корпорации «Иркут» Олег Демченко подписали 19 июня на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, сообщила пресс-секретарь Корпорации развития Ульяновской области Татьяна Фадеева.

ЗАО «Авиастар-СП»

Авиастроительный завод. Акционеры (данные СПАРК со ссылкой на Росстат): ОАО «Туполев» (73,75%), ОАО «ОАК» (26,25%). Финансовые показатели (6 месяцев 2009 г., данные компании): выручка – 1,53 млрд руб., чистый убыток – 642,1 млн руб.

Поскольку конвертировать самолеты будут в России, «Иркут» подписал соглашение от российской стороны СП Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC), созданного под этот проект. По 25% СП принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и «Иркуту», 32% – Европейскому аэрокосмическому концерну EADS (представляет интересы немецкой компании Elbe Flugzeugwerke GmbH), 18% – Airbus S.A.S., рассказал «Ведомостям» представитель «Иркута».

Представитель корпорации привел обоснования Демченко относительно выбора площадки для конвертации самолетов: «Авиастар» – самый большой и современный авиазавод в России, который, как и «Иркут», входит в ОАК. В 2006 г. конвертировать пассажирские А320 в грузовые планировалось на заводе МиГа в подмосковных Луховицах. Предполагалось, что «Иркут» будет производить детали для грузовых А320, МиГ – разрабатывать техническую документацию для AFC (СП было зарегистрировано в Дрездене в 2007 г.) и перекомпоновывать лайнеры. В июле 2008 г. на авиасалоне в Фарнборо AFC подписала твердый контракт на конвертацию 30 пассажирских А320/321 с голландской лизинговой компанией Aercap. Планировалось, что первый самолет AFC получит в 2011 г. Из-за кризиса реализация проекта замедлилась, говорит представитель «Иркута». Первый самолет получит дрезденское предприятие в 2012 г., ульяновский «Авиастар» – в 2013 г., добавил представитель со ссылкой на Демченко.

Сейчас на дрезденском заводе разрабатывается пакет технической документации по проекту, оттуда же будет осуществляться управление проектом, говорит представитель «Иркута». Комплектующие для А320/321 будут поставлять в кооперации российские и европейские авиазаводы, добавил представитель авиакорпорации.

Стоимость конвертации одного лайнера – $4,5–5 млн, покупателю самолет обойдется в $15–15,5 млн – добавятся цена самого самолета ($10–11 млн) и $1 млн за проведение на нем ремонтных работ, говорит директор аналитического управления агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Стороны не смогли сообщить, потребуется ли модернизация производства под проект. Сотрудник пресс-службы «Авиастара» отказался от комментариев.

Впоследствии планируется перенести конвертацию самолетов на территорию Портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-восточный», говорится в сообщении корпорации, но сроки пока не называются (см. врез). Это будет решено после того, как будут представлены окончательные расчеты «Иркута», уточнила Фадеева. Тогда же проекту может быть придан статус приоритетного.