Действующие лица: Нам надо ответить на новые вызовы

Мобильные телесистемы (МТС)

Сотовый оператор. Крупнейший акционер – АФК «Система» (52,8%), 46,7% – в свободном обращении. Капитализация – $7,4 млрд (NYSE). Финансовые показатели (2009 г., US GAAP): выручка – $9,82 млрд, чистая прибыль – $990,78 млн. Обслуживает (на 30 марта 2010 г.) 102,38 млн абонентов мобильной связи в России, Белоруссии, Узбекистане, Туркмении, Армении и на Украине.

Телекоммуникационная отрасль очень бурно развивалась в последние годы. Во многом это заслуга регулятора, который проделал очень серьезную работу. Мы можем оценить ее, например, уже по тому, что за последнее десятилетие объем рынка мобильной связи вырос практически в 20 раз. Мобильная связь остается одной из наиболее конкурентных в стране, обеспечивая услуги мирового уровня. Мобильная связь – технологичная отрасль. И мы оказались на передовой во многом благодаря тому, что отрасль правильно регулировалась. Логично возникает вопрос о том, как отрасль будет развиваться дальше и что необходимо для того, чтобы поддержать ее развитие.

Прежде всего необходимо поставить понятные, достижимые цели: к чему мы хотим придти. На мой взгляд, такой целью может быть доступность телекоммуникационных услуг населению. Например, предоставить каждому гражданину доступ в интернет со скоростью от 100 Мбит/с за приемлемые деньги.

Сейчас мир движется в сторону передачи данных, в первую очередь беспроводной передачи. Роль интернета и услуг, которые предоставляются через интернет, в повседневной жизни растет. Связь вышла за рамки передачи голоса, традиционной телеком-модели. Все большую долю в услугах оператора занимают дополнительные услуги, услуги передачи данных, финансовые переводы и т. д.

При этом у регулятора отрасли нет прямого влияния на смежное законодательство, а другие регуляторы привыкли иметь дело с более привычными для себя рынками и не учитывать особенностей отрасли связи. Таким образом операторы оказываются в ситуации, когда закон «О связи» порой не охватывает отношений, в которые операторы вступают с другими правовыми субъектами (контент-провайдерами и т.д.). В результате вывод на рынок инновационных решений затягивается, а технологии к моменту их запуска уже начинают устаревать.

В ряде стран уже строятся сети четвертого поколения, так называемые LTE, которые обеспечивают скорости передачи данных от 100 мегабит в секунду и выше. И мы также должны идти по этому пути.

Но возникает вопрос доступности частотного ресурса, без которого невозможно дальнейшее развитие отрасли, обеспечение растущей потребности в новых технологиях, гарантирующих высокие скорости передачи данных.

При ограниченности частотного ресурса, которая наблюдается в России, технологию LTE невозможно эффективно реализовать. Для каждого оператора нужна минимальная полоса в 20 МГц, а чтобы добиться действительно высоких скоростей с учетом будущего развития технологии, нужны частотные полосы 40, 80 и 100 МГц. Сейчас таких полос нет, и вопрос расчистки частотного диапазона стоит очень остро. Его решение зависит от взаимодействия не только Минкомсвязи и Министерства обороны, но и многих других ведомств. В первую очередь необходимо внедрение принципа технологической нейтральности, который пока отсутствует в России. А на первоначальном этапе возможно начать расчистку на уровне операторов за счет рефарминга тех частот, которыми они уже обладают.

Надо учитывать, что основным документом, регулирующим отрасль, остается закон «О связи». Он был принят еще в 2003 г. и тогда решал задачи, отвечавшие потребностям отрасли: построить сеть по определенным стандартам и на ее базе оказывать услуги связи. Сегодня ситуация изменилась. Появились новые значимые и актуальные для развития отрасли задачи, которые невозможно решить, действуя в рамках регламента одного лишь закона «О связи» Например, компании отрасли начинают очень тесно взаимодействовать с компаниями других отраслей: это и распространение контента, и сервисы обмена данными между устройствами, так называемые Machine-to-Machine-сервисы (М2М), и много других направлений, активное развитие которых стимулирует мобильная связь. Среди прочих известный многим мобильный банкинг. Текущее законодательство не позволяет оплачивать услуги различных провайдеров, будь то проезд в метро или приобретение товаров в магазинах, со счета мобильного оператора. Это возможно только через банковский счет. Что означает: вся сфера мобильных платежей должна регулироваться в рамках банковского законодательства, хотя, по сути, электронные платежи – совсем иной вид деятельности. Но на текущий момент он никак не отражен в законодательстве.

В связи с этим мы считаем необходимым создание отдельного закона, регулирующего мобильные и прочие электронные платежи. Этот закон должен быть самостоятельным документом вне существующего банковского законодательства, что позволит успешно развиваться новым направлениям услуг с помощью мобильной связи.

Еще один пример, когда для эффективного внедрения новых сервисов необходима корректировка законодательства, – обмен персональными данными. Существующий закон «О персональных данных» не позволяет обмениваться информацией о клиентах, даже если компании входят в одну группу. Например, у МТС есть контрольный пакет акций компании «Комстар-ОТС». Но мы не можем обменяться данными абонентов в рамках группы и предложить нашим абонентам новые сервисы на базе уже существующего договора с одним из подразделений группы, это запрещено текущим законодательством. Необходимо определенное упрощение условий хранения и обмена персональными данными для разных категорий их держателей.

Еще одна важная тема, требующая участия регулятора и изменения существующего законодательства, – размещение телекоммуникационной инфраструктуры. Сегодня строительство базовых станций и других элементов сети сопряжено с большими трудностями из-за ряда существенных ограничений на сооружение объектов связи. Так, у нас нет возможности получить доступ к некоторым инфраструктурным объектам, например к придорожным полосам автотрасс. Запрещено строительство базовых станций на жилых домах, хотя причины такого запрета непонятны: не существует обоснованных доказательств негативного влияния базовых станций на здоровье людей.

А ограничение возможностей сооружения базовых станций в городе создает проблемы для развития инфраструктуры, удорожает ее сооружение и ухудшает качество связи. Еще более остро проблема встает при переходе к использованию высоких скоростей: ведь чем выше скорость и частота, тем плотнее должны размещаться базовые станции. Мы полагаем, что изменение законодательной базы, которое обеспечит операторам возможность более свободно размещать инфраструктуру своей сети, даст индустрии еще один импульс для прогресса. Кроме того, необходимо развитие сервитутного права, регламентирующего возможность операторов пользоваться инфраструктурой других собственников для обеспечения качественных услуг связи.

Есть множество более мелких, но важных вопросов, связанных с регулированием отрасли связи, которые необходимо решать в кратчайшие сроки для обеспечения ее стабильного развития.

Законодательство в области связи уже не охватывает полностью те потребности и реалии, с которыми сталкиваются компании. Необходима координация и проведение изменений в смежных областях законодательства. Нам предстоит решать актуальные задачи и отвечать новым вызовам, чтобы строить новое гармоничное и эффективное общество.