Действующие лица: Создадим условия для развития

Мы задались вопросом – не является ли такой частотно-территориальный подход излишним. Приведу пример. В городе Москве компании «Вымпелком» выделена полоса в диапазоне 1800 МГц. Для «Мегафона» или МТС выделены соседние полосы, они друг другу абсолютно не мешают. Но, принимая решение о размещении базовых станций при оптимизации построения сети, каждая компания вынуждена собирать много документов для оформления разрешений, получения разных согласований. Все это в конечном итоге ведет к увеличению сроков развертывания сети.

В последнее время Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) сделала несколько важных шагов по реформированию разрешительной системы и регуляторных функций государства в области связи. Эти инициативы ориентированы на создание благоприятных условий для развития телекоммуникационной отрасли.

Что конкретно сделано или готовится:

1. Сокращен срок выдачи разрешительных документов. Например, вместо установленных законом 120 дней для выдачи разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов мы принимаем решение в срок не более 60 дней, еще 20 дней отводится на техническое оформление и выдачу этих разрешительных документов.

В два раза – до 15 дней – сокращен срок принятия решения по аннулированию разрешений на использование частот по обращению пользователей спектра, что позволяет экономить их финансовые средства.

Кроме того, Роскомнадзор принимает активное участие в подготовке обобщенных решений Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), направленных на внедрение перспективных радиотехнологий. Эти решения исключают необходимость получения участниками рынка персональных решений на конкретные типы оборудования и территории. Сегодня подобными решениями уже охвачены такие технологии, как КВ и УКВ-радиосвязь, теле- и радиовещание, радиорелейные линии связи, транкинговая связь, беспроводный доступ стандарта Wi-Fi, сети космической связи VSAT, ряд других. Как работает эта и другие инициативы, некоторые компании почувствовали.

2. Принятие обобщенных решений Государственной комиссии по радиочастотам создало основу для еще одной инициативы Роскомнадзора. Уже с июня 2010 г. планируется выдавать заключения экспертизы радиочастотной службы и разрешения на использование частот без указания конкретных моделей радиоэлектронных средств, в случае если по рассматриваемой радиотехнологии Государственная комиссия по радиочастотам приняла соответствующее обобщенное решение или утвердила требования к техническим характеристикам радиооборудования. (В других случаях модели радиоэлектронных средств, как и прежде, будут указываться в разрешительных документах.)

Таким образом, пользователям радиочастотным спектром предоставляется свобода выбора радиооборудования при условии соответствия их технических характеристик требованиям решений комиссии.

3. Проблема, которая также требует детального рассмотрения, – всегда ли нужен частотно-территориальный план при присвоении радиочастот. В настоящий момент оператор получает разрешение на полосу частот и право использовать ее на конкретных территориях с указанием координат размещения РЭС.

Роскомнадзор предлагает отказаться от частотно-территориального принципа оформления разрешений на использование радиочастот для сотовых сетей и сетей с аналогичной типологией. Эксперимент проводится в Москве. О его результатах пока говорить рано, поскольку они зависят не только от нас, но и от силовых ведомств, с которыми мы обязаны согласовывать частотные присвоения. Но если эта инициатива будет доведена до конца, то, я думаю, мы в скором будущем можем перейти от частотно-территориальных к частотным планам.

4. Другая задача, которая должна быть решена в ближайшей перспективе, – организовать оформление мультисервисных лицензий. Сегодня операторы для предоставления различных услуг с использованием одной и той же сети должны получить несколько лицензий. Одна услуга – одна лицензия.

Зачем выдавать одну, вторую, третью лицензию, когда можно выдать лицензию с указанием нескольких наименований услуг связи и установить соответствующие лицензионные условия. Мы вышли с такой инициативой.

5. Еще один злободневный вопрос связан с принципом платности радиочастотного спектра. Постановлением № 552 «О платности радиочастотного спектра» от 1999 г. определен перечень услуг связи с использованием радиочастотного спектра, за оказание которых взимается плата.

Но на момент принятия постановления не было ни широкополосного беспроводного доступа, ни других современных технологий. Получается, что, хотя сети широкополосного беспроводного доступа по своему объему могут приближаться к сетям сотовой подвижной радиотелефонной связи, нормативные документы эту сферу никак не регулируют с точки зрения платы за использование радиочастотного спектра. Поэтому на сегодняшний день основную нагрузку в этой сфере несут операторы сотовой связи.

Вместе с Минкомсвязи мы ведем работу по поиску оптимального варианта содержания нового постановления о плате за использование радиочастотного спектра. Подразумевается, что платить будут все пользователи радиочастотного спектра гражданского назначения.

Силовые структуры не платят за использование радиочастотного спектра. У них своя позиция в этом вопросе, отказываясь от согласования нового постановления о всеобщей платности доступа к радиочастотному спектру. Мы предложили другой вариант решения проблемы – не рассматривать плату за доступ к частотному спектру силовых структур в прямой форме.

Мы предлагаем для силовых ведомств рассматривать вопрос платы за использование радиочастотного спектра в связи с планом конверсии спектра. Мы прекрасно понимаем, что выделяемые под конверсию радиочастотного спектра деньги позволяют высвободить полосы радиочастот в интересах РЭС гражданского назначения. А выделяя новый частотный спектр для РЭС гражданского использования, мы сможем развивать сети, за частотный ресурс которых осуществляется плата. И тем самым увеличивать объемы поступления денег в федеральный бюджет. На сегодняшний день работа идет в этом направлении.