Игроки: Телевидение изменит все

Сейчас для многих очевидна тенденция движения рынка в сторону утяжеления контента.

«Национальные телекоммуникации»

Управляющий холдинг. Акционеры – «Национальная медиа группа» (55,1%), ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк (по 8,3%). Финансовые показатели (2007 г.): выручка – $215,9 млн, EBITDA – $120,2 млн. Холдинг контролирует «Национальные кабельные сети» (услуги кабельного ТВ и ШПД в Петербурге, Екатеринбурге, Кургане, Новосибирске), «Мостелеком», «Корвет-телеком», «Макомнет», продюсерскую компанию «Новый выбор» (телеканалы «Совершенно секретно» и «Парк развлечений»), производителя контента для сетей платного ТВ «Артмедиа групп» и оператора интернет-контента Netville.

И логично предположить, что возможность оператора обеспечить широкополосный доступ к такому контенту будет являться важнейшим фактором его конкурентоспособности. Борьбу за абонента в условиях конвергентности услуг с одинаковым накалом ведут как операторы, изначально вышедшие с платным телевидением, так и те, кто считает своей главной услугой фиксированный доступ в интернет. Так, наверное, ни для кого не секрет, что одним из основных условий победы будет предоставление клиентам услуг Quadro Play, т. е. появление в уже стандартном наборе фиксированных услуг связи еще и беспроводного, мобильного ШПД. Действительно, чем больше услуг оказывает компания, тем она интереснее по продуктам и эффективнее по издержкам. Появляются дополнительные денежные ресурсы для роста.

Есть и другая стратегия, о которой хотелось бы сказать. Это преимущества, которые можно извлечь, когда в холдинге есть не только кабельные, но и медийные активы – нишевые, тематические и эфирные общефедеральные каналы, контент-агрегаторы. В этом случае открываются большие возможности для кросс-промоушена. Думаю, что при эффективном использовании этого ресурса можно получить весьма ощутимые результаты узнаваемости брендов, приверженности к брендам и, как следствие, рост продаж. Кроме того, не стоит забывать и о рекламном рынке – достаточно посмотреть, какое количество рекламы появляется на нишевых каналах или на так называемых открытых платформах. Конкурентоспособность многих операторов будет зависеть от того, насколько им удастся установить стратегические отношения именно с производителями контента.

Россия, равно как и весь цивилизованный мир, увидит в ближайшем будущем определенные альянсы между медийными компаниями и игроками телекоммуникационного рынка. Кстати, если посмотреть на структуру западного рынка, провести черту между телекомом и медиа уже невозможно. Консолидация этих отраслей на Западе произошла порядка десяти лет назад.

Однако в стремлении потребителей получить «телевидение нового образца» таится угроза для кабельных операторов. Дело вот в чем. Современный потребитель хочет освободиться от привязки к программной сетке и смотреть все, что угодно и когда угодно. В этой ситуации многие отказываются от услуг операторов платного телевидения, предпочитая просто иметь доступ к видеохостингам. В развитых странах эта тенденция стала очевидной уже несколько лет. Об этом свидетельствует популярность ресурсов типа Hulu.com, где сосредоточено большое количество легального контента. У нас же ситуация немного иная. Про торрент-треккеры в России знают буквально все, в то время как создание легальных видеохостингов только начинается. Но пользователь не готов пока покупать контент у телеком-оператора. Более того, россиянин привык к бесплатному телевидению, ему не нравится платить там, где можно взять просто так. Развитие открытых интернет-платформ – очевидная проблема для операторов IPTV.