Мировой опыт: Неочевидные выгоды

Последние годы российские сотовые компании продолжали расти экстенсивно. Так, доля бизнеса Vimpelcom Ltd. за пределами России достигла почти 25%. Компания присутствует не только в СНГ, но и в двух странах Юго-Восточной Азии – Вьетнаме и Камбодже, но вот эффективность этих инвестиций пока под вопросом.
С.Николаев

Как только российский рынок достиг определенного насыщения, компании «большой тройки» начали продвижение в страны СНГ. «Вымпелком» впервые вышел за пределы России в сентябре 2004 г., заплатив $350 млн за контрольный пакет казахского сотового оператора «КаР-Тел». А в апреле 2010 г. «Вымпелком» сам стал частью холдинга Vimpelcom Ltd., на базе которого «Альфа-групп» и норвежская Telenor договорились объединить свои активы в России и доли в крупнейшем украинском сотовом операторе «Киевстар».

Но полностью от приобретений в прошлом году сотовый оператор не отказался. Он выкупил у материнской компании АФК «Система» контрольный пакет оператора фиксированной связи и доступа в интернет «Комстар-ОТС». С IV квартала 2009 г. МТС консолидирует в своей отчетности результаты этого оператора. В итоге доля России в общей выручке компании увеличилась до 83%, а Украины, которая по итогам 2007 г. приносила около 20% доходов, сократилась до 9,7%.

«Мегафон» – в отличие от двух других компаний «большой тройки» – изначально сконцентрировался на российском рынке», – говорит руководитель департамента корпоративных коммуникаций «Мегафона» Карен Асоян. «У наших основных конкурентов по российскому рынку более развитый зарубежный бизнес, – признает он. – Но у «Мегафона» лучше финансовое положение, в частности отрицательный чистый долг, что позволяет активнее развивать новые технологии».

Александр Изосимов. генеральный директор Vimpelcom Ltd.

Очевидное преимущество экспансии – в переговорах с вендорами: любое приобретение создает дополнительные возможности для улучшения ценовых позиций. Есть ли эффект помимо условий поставок? Об этом сейчас идет большой спор в индустрии. Преимущества более «мягкого» свойства – опыт менеджмента. У российских руководтелей практически нет опыта работы в других культурах, других рыночных условиях. Такая возможность улучшает конкурентоспособность компании. Но здесь выгода скорей предполагаемая, чем очевидная.

За пять лет, отделяющие первое событие от второго, доля бизнеса Vimpelcom Ltd. за пределами России увеличилась до 25%, радуется гендиректор холдинга Александр Изосимов, страны СНГ добавили к российскому бизнесу 15%, а «Киевстар» – еще 10%. Создание Vimpelcom Ltd. положило конец пятилетнему конфликту между «Альфой» и Telenor, возникшему как раз из-за стратегии развития «Вымпелкома» на зарубежных рынках. В 2004–2005 гг. представители норвежской компании в совете директоров «Вымпелкома» блокировали сделку по покупке «Украинских радиосистем» (УРС), которую при поддержке директоров от «Альфы» менеджмент оператора все-таки заключил.

По данным экспертов компании AC&M Consulting на апрель 2010 г., УРС обслуживала менее 4% абонентов Украины, а доля компании в общей выручке Vimpelcom Ltd. за I квартал 2010 г. – менее 2%.

Изосимов, который был гендиректором «Вымпелкома» и подписывал сделку по покупке УРС, признает: часть приобретений за рубежом была более успешной, другая – менее. УРС – из разряда тех приобретений, которые «не создают большой дополнительной ценности для акционеров». На Украине «Вымпелком» сфокусировался на том, чтобы поскорее вывести компанию на уровень положительной EBITDA. А теперь его акционер, Vimpelcom Ltd., приобрел местного крупнейшего игрока – «Киевстар».

Двадцать второго апреля, в день начала торгов акциями нового холдинга на Нью-Йоркской фондовой бирже, Антимонопольный комитет Украины объявил, что пересмотрит свое разрешение купить «Киевстар». Пока операторам запрещены любые действия по консолидации, иначе им грозит штраф в 1% от годового оборота.

Без драматизма

Экспансия МТС в зарубежные страны началась на два года раньше, чем у «Вымпелкома», – в 2002 г. и не сопровождалась таким драматизмом. Но без приключений не обошлось.

В июне 2005 г. МТС объявила о покупке контрольного пакета туркменского оператора Barash Communications Technologies (BCTI), после чего местное Минсвязи отозвало у компании лицензию, и ее абоненты остались без связи. Тогдашнему президенту МТС Василию Сидорову пришлось срочно вылететь в Ашхабад, но конфликт был улажен только после того, как российский оператор пообещал уплатить туркменскому правительству дополнительный процент с прибыли.

На рынок Киргизии, где МТС приобрела крупнейшего сотового оператора «Бител» в декабре 2005 г., компания так и не вышла. Через три дня после подписания сделки Верховный суд республики признал права на этого оператора за ЗАО «Резервспецмет», а через год «Бител» продал все свое имущество «Скай Мобайл», на тот момент подконтрольной «Альфа-групп». С 2008 г. управление компанией «Скай Мобайл» получил «Вымпелком», который с I квартала 2010 г. начал консолидировать его финансовые результаты в своей отчетности. А МТС продолжает судиться за этот актив.

Проблемы в Туркменистане и Киргизии вице-президент МТС Олег Распопов, отвечающий за развитие на зарубежных рынках, не комментирует, отмечая, что в странах СНГ, как и в России, бизнес сталкивается со сложностями регуляторной среды и макроэкономическими трудностями. Поэтому инвестиции в этот регион оказались для МТС приоритетными: гораздо больше возможностей синергии, территориальная близость, расходы на управление гораздо меньше.

По словам Распопова, сейчас МТС везде ищет объекты для приобретения, но использует уже рациональный подход – критерий эффективности инвестиций. Из-за этого, в частности, в сентябре 2009 г. компания вышла из тендера по продаже третьего сотового оператора Казахстана: уровень проникновения сотовой связи в стране уже высокий, а требования по лицензионному покрытию в рамках тендера достаточно жесткие.

Россия и качество

По данным AC&M Consulting, в 2009 г. «Мегафон» стал лидером на рынке мобильного интернета с долей 32%. Президент МТС Михаил Шамолин на конференц-звонке в марте заявил, что одна из задач его компании как раз не допустить лидерства «Мегафона» в сегменте мобильного интернета. «Мегафон» активно разворачивает сеть 3G, а это может привести к тому, что он завоюет качественную базу интернет-абонентов, отметил Шамолин. «Мы не хотим этого допустить», – подчеркнул он.

Но даже «Мегафон» пытался выйти на зарубежные рынки. В 2008 г. была создана компания Megafon International, которая планировала работать в Иране, купив там местного оператора. Правда, в итоге «Мегафон» отказался от участия в тендере, так как его не устроили условия организаторов, а Megafon International был реорганизован в департамент «Мегафона», напоминает Асоян.

У оператора есть зарубежная «дочка» в Таджикистане, но он никак не может договориться со вторым акционером, местной госкомпанией, о ее ребрендинге. А в марте 2009 г. «Мегафон» приобрел за 935 млн руб. контрольные пакеты сотовых операторов в Абхазии и Южной Осетиии – «Аквафон GSM» и «Остелеком». Эти сделки Асоян называет «выгодными инвестпроектами», так как оба оператора – лидеры рынка.

Смена ориентиров

«В будущем российская выручка будет продолжать определять финансовые показатели компаний «большой тройки», так как мы ожидаем увеличения роста в России», – говорит аналитик «ВТБ Капитала» Виктор Климович. Дополнительные покупки, если исходить из реальных возможностей компаний, будут недостаточны для изменения структуры бизнеса. Ситуация может резко «повернуть» только при условии объединения Vimpelcom Ltd. или МТС с другими крупными международными игроками, говорит Климович.

Логика всех дальнейших приобретений будет существенно отличаться от той, что была в последнее десятилетие, предупреждает Изосимов, «раньше мы участвовали в большем проникновении, а сейчас практически на всех рынках этот показатель уже высокий».

Легких рынков не осталось, но еще можно найти рынки и бизнесы, способные обеспечить хороший возврат инвестиций, соглашается Распопов из МТС. Раньше можно было выйти на рынок с незначительными инвестициями и развиваться за счет генерируемого денежного потока компании, а теперь уже на первоначальном этапе приходится делать значительные инвестиции, поясняет он

Если сейчас и приобретается актив, то он должен соотноситься с синергией, которая может быть достигнута за счет улучшенных условий поставок оборудования, оптимизации капитальных затрат, снижения стоимости капитала или разницы оценочной и реальной стоимости денежных потоков, заключает Изосимов.

Аналитик «Уралсиб Кэпитал» Константин Чернышев напоминает, что помимо новых приобретений у компаний всегда есть альтернатива – отдать деньги акционерам. Поэтому Чернышев считает, что экспансия «Вымпелкома» в Юго-Восточную Азию (приобрел 90% оператора Sotelco в Камбодже и 40% GTel Mobile во Вьетнаме) вызывает больше вопросов, чем ответов: перспективы этих инвестиций не очевидны.