В главных ролях: Будущее за ШПД и федеральными брендами

AC&M Consulting

Консалтинговая компания. Финансовые показатели и владельцы не раскрываются. Основана в 2002 г., предоставляет данные о телекоммуникационном рынке России и СНГ.

По мере того как российский телекоммуникационный рынок восстанавливается после последствий глобального кризиса, у его участников и фондовых рынков возникает все больше вопросов относительно того, насколько продолжительным может оказаться этот новый этап роста. Многие скептики утверждают, что период интенсивного расширения рынка, когда совокупный объем выручки операторов увеличился за 5–6 лет примерно в четыре раза, остался навсегда в прошлом. Беспрецедентный рост, свидетелями которого мы стали в 2002–2008 гг., был вызван распространением мобильной связи. А повторения аналогичного бума уже не предвидится, и индустрия связи должна исчерпать ресурсы роста уже через два-три года.

На самом деле многие из позитивных тенденций, которые мы наблюдаем в первой половине 2010 г., связаны с реализацией отложенного спроса в 2008–2009 гг. Только за счет отложенного спроса совокупная выручка в телекоммуникационном секторе в 2010 г. вырастет на 10–12% по сравнению с 2009 г. В целом же рост может превысить 15% за год. Следует, однако, отметить, что помимо фактора восстановления спроса локомотивом развития отрасли в 2010 и 2011 г. может стать лавинообразное расширение аудитории третьей по массовости телекоммуникационной услуги после мобильной и проводной телефонии – широкополосного доступа в интернет (ШПД).

Расширение спроса в этом сегменте стало настолько масштабным в 2009 г., что уровень ежемесячных продаж, слегка упавших на пике кризиса весной 2009 г., восстановился уже к сентябрю 2009 г., а в IV квартале превзошел средний показатель «докризисной» первой половины 2008 г. За первые три месяца 2010 г. число вновь подключенных домохозяйств, по разным оценкам, превысило 900 000. За счет расширения абонентской базы, сравнимого по темпам, пожалуй, лишь с мобильным бумом начала века, вклад операторов широкополосного доступа в совокупную выручку отрасли утроился за последние три года, несмотря на кризисные явления в экономике. Даже в 2009 г., когда рост в остальных сегментах рынка существенно замедлился, рынок ШПД вырос примерно на 25% по выручке и на 36% по числу абонентов.

Не вызывает сомнения тот факт, что остается нераскрытым потенциал многих региональных рынков. В целом охват услуг по регионам России составляет менее 20 абонентов на 100 домохозяйств. При этом на конец I квартала 2010 г. более 40% домохозяйств в России (по меньшей мере 22 млн) имеют возможность стать абонентами широкополосного доступа. Как это было в мире, потребуется определенное время для того, чтобы реализовать потенциал. В Москве, например, где число домохозяйств, имеющих возможность подключиться к широкополосным сетям, уже составляло более 90% на конец 2008 г., в конце 2009 г. более 68% домохозяйств были абонентами услуг ШПД.

Если предположить, что охват услугами ШПД в целом по России приблизится к отметке 60% через 2–3 года, то следует ожидать, что армия пользователей этой услуги вырастет еще на 15 млн домохозяйств, а дополнительная выручка в отрасли составит от $1,5 млрд до $2 млрд в год. Помимо непосредственной дополнительной выручки развитие широкополосного доступа стимулирует расширение потребления в целом ряде смежных сегментов. Меняется стиль потребления индивидуальных пользователей, которые охотнее приобретают музыкальный и видеоконтент через сеть. Это прежде всего относится к услугам IPTV и контенту по запросу. Заметный рост наблюдается и в сегменте мобильной передачи данных, поскольку для абонентов ШПД сетевые ресурсы становятся все более важным элементом их повседневной жизни.

Возможность реализовать потенциал роста в сегменте ШПД во многом зависит от того, насколько быстро и качественно операторы смогут справиться с масштабной задачей распространения сетей доступа. Иными словами, это зависит от того, насколько быстро они смогут дотянуться до каждого домохозяйства и дать ему возможность стать абонентом ШПД. Число «пройденных домохозяйств» увеличивается примерно на 4–5 млн за год, при этом почти 12 млн имеют уже несколько операторов. Тем не менее даже в пределах городов остается еще не менее 10 млн домохозяйств, которые не охвачены широкополосными транспортными сетями. Да и для тех, кто сегодня имеет возможность пользоваться технологией xDSL, используя традиционную медную пару телефонных проводов, уже в самое ближайшее время потребуется технологическое перевооружение, если они всерьез намерены приобретать музыкальный и видеоконтент через сеть.

Зачастую операторам приходится практически с нуля создавать альтернативные современные сети доступа для миллионов квартирных абонентов. Нетрудно убедиться, что столь масштабное развитие сети потребует инвестиции в сотни миллионы долларов. Если принять во внимание фактор конкуренции (а уже примерно 12 млн домохозяйств имеют возможность выбирать между двумя и более операторами ШПД), для создания возможности подключения 100% городских домохозяйств потребуется не менее $1,5–2 млрд.

Не секрет, что даже лидеры рынка, такие как группа компаний «Мультирегион», «ЭР-Телеком» или «Акадо», уже имеют серьезную долговую нагрузку и едва ли могут привлечь дополнительные заемные средства, превышающие в 5–6 раз объем их ежегодной операционной прибыли. Такое положение дел диктует необходимость дальнейшей консолидации в сегменте.

Этот процесс уже начался – крупнейшие операторы мобильной связи, располагающие куда более серьезными капитальными ресурсами, чем сети ШПД, уже приобрели трех в прошлом независимых проводных операторов. Объявлено о том, что МТС проявляет интерес к приобретению группы «Мультирегион». Стратегических инвесторов ищет и «Акадо» и «ЭР-Телеком». По всей вероятности, уже через 2–3 года рынок ШПД услуг станет значительно менее фрагментированным и господствовать на нем будут те же общенациональные бренды, которые занимают основные позиции в сегменте мобильной связи.