В главных ролях: Для массовости не хватает частот

TELE2 Россия

Телекоммуникационная компания. Владелец – шведская TELE2 (100%). Финансовые показатели (2009 г.): выручка – $1,06 млрд EBITDA – $344 млн. Работает в России с 2003 г. Обслуживает более 15 млн абонентов в 37 регионах России.

Мы привыкли говорить о невысоком уровне жизни подавляющего числа россиян, недостаточном качестве образования и нехватке рабочих мест в регионах, проблемах с медицинским и социальным обеспечением, высоком уровне коррупции и преступности. Одной из основных причин, порождающих проблемы, называют отсутствие перспектив и возможностей для жителей регионов, в первую очередь молодежи как наиболее активной части общества: чтобы получить хорошее образование, нужно переехать в большой город, снимать квартиру, покупать еду – для многих такие расходы не подъемны.

Единственная возможность вырваться из этого круга видится в высокоскоростном доступе в интернет. В сети можно изучать языки и читать интересные книги, получить дистанционное образование в лучших мировых образовательных центрах, общаться со сверстниками в других городах и странах, наконец, удаленно работать в транснациональных компаниях – все это может изменить жизнь многих россиян, повысить их благосостояние и в конечном итоге сформировать более мощную экономику, основанную на интеллектуальных ресурсах, а не продаже сырья.

Операторы фиксированного ШПД не могут полностью взять эту миссию на себя из-за небольшого числа национальных операторов и ограниченности предложения. Может ли житель небольшого города, зарабатывая в месяц 7000–10 000 руб., тратить 1000 руб. на сколько-нибудь приемлемый доступ в интернет? А в деревнях о такой услуге даже не слышали! Однако практически каждый житель России не просто слышал, но и пользуется мобильной связью: по данным на 31 марта 2010 г., проникновение этой услуги в России превысило 145%. Базовые станции операторов стоят даже в самой маленькой деревушке.

Высокоскоростной доступ в интернет в сетях мобильной связи может быть реализован с применением технологий UMTS (3G) и LTE (4G). Сети 3G строятся в России последние три года, однако пока их удел – только крупные города. Стандарт LTE уже на подходе: в Европе работает первая коммерческая сеть LTE, в ближайшие три года появятся более 100 сетей в разных странах на всех континентах, даже в Африке. Около года в России длится обсуждение возможностей и перспектив связи новейшего поколения. В нем участвуют государственные органы, операторы, общественные организации, дискуссия широко освещается в СМИ. Все говорит о том, что именно LTE станет той технологией, которая окажется способной доставить широкополосный интернет в каждый дом. Скорости в LTE заметно выше, чем в 3G, при более низкой себестоимости. Скачивание больших объемов информации, просмотр HD-видео, участие в «тяжелых» онлайн-играх, выполнение приложений, требующих «широкого» канала передачи данных и многое другое в сетях LTE становится реальным. Вопрос в накале конкуренции.

Причины того, что сети 3G еще не стали массовыми и не решают те социальные задачи, которые потенциально может решить высокоскоростной доступ в интернет, – это недостаточность частотного ресурса, которая, в свою очередь, ограничивает конкуренцию. Эта же опасность подстерегает LTE. Хочется надеяться, что эту проблему удастся решить, так как только в этом случае у широкополосного интернета есть шанс стать массовым, а у России – снять хотя бы часть наболевших социальных проблем.

Мировая практика дает нам отличные примеры организации рынка и взаимодействия между операторами, при которых интересы абонентов и общества в целом выходят на первый план. Так, в небольшой Голландии лицензии на LTE получили пять компаний. Таким образом регулятор стимулирует конкуренцию, а она гарантирует низкие цены и массовый спрос на услугу. В Швеции TELE2 и Telenor вместе строят одну сеть, наполовину сокращая свои капитальные затраты и тем самым снижая цены для конечных абонентов.

Сейчас много говорится о том, что оборудование для строительства сетей должно быть отечественного производства. Развитие высокотехнологичных производств в стране – важная цель, но, чтобы ее достичь, необходимо заинтересовать основных производителей принести в Россию свои наработки и технологии и наладить массовый выпуск сетевого и абонентского оборудования, как, например, это происходит в автопроме или бытовой электронике. Для этого нужно достаточно большое число операторов, предъявляющих спрос на инфраструктурное оборудование и формирующих потребительский спрос на персональные устройства.

России под силу осуществить модернизацию, поднять уровень и качество жизни своих граждан, особенно в регионах, и современные телеком-решения могут в этом помочь.