Почта сделала единственно возможный выбор

«Почта России» закупила антивирусное ПО для всех 42 000 отделений. Контракт начальной стоимостью 240 млн руб. достался «Лаборатории Касперского», оказавшейся единственным участником конкурса

«Почта России» закупила у «Лаборатории Касперского» (ЛК) пакет программ Kaspersky Total Space Security, предназначенный для защиты корпоративной сети предприятия. Об этом сообщили почта и производитель антивирусного ПО. Софт для защиты рабочих станций, файловых, почтовых серверов и мобильных устройств будет внедряться на всей филиальной сети почты. Срок действия контракта и лицензий на ПО – три года.

Выбор поставщика проводился на открытом конкурсе. Предельная сумма контракта составляла 240 млн руб., говорится в конкурсной документации; на эти деньги почта была готова закупить до 200 000 комплектов софта. ЛК стала единственным участником конкурса – других заявок не поступило, говорит представитель почты Максим Лунев. Но регламент предприятия позволяет заключить контракт даже при наличии единой заявки, если она полностью соответствует требованиям заказчика, а предложение ЛК было именно таким, объясняет он. До сих пор почта использовала антивирусы и ЛК, и конкурентов (Dr. Web, Eset, Symantec), теперь же для соблюдения единых стандартов безопасности перейдет на единую систему безопасности от ЛК, добавляет Лунев.

Окончательную сумму контракта представители «Почты России» и ЛК не раскрыли, но она оказалась значительно меньше предельной, говорит представитель почты.

Конкурс «Почты России» – рекордная для госпредприятий закупка антивирусного ПО как по сумме, так и по объему, считает президент Leta Group (продает продукты Eset в России) Александр Чачава. По его словам, Leta не стала участвовать в конкурсе потому, что сочла его заведомо рассчитанным на победу ЛК. Условия конкурса содержали скопированные куски технической документации к антивирусу Касперского, имеющие десятки уникальных только для ЛК свойств, утверждает Чачава: например, ежечасное обновление вирусной базы, которое не проводит никто из первой десятки производителей антивирусов в мире, кроме ЛК. Другие примеры таких требований – наличие у поставщика сертификата ФСБ на гостайну или функции «антивор» для мобильных телефонов, уничтожающей информацию на украденном телефоне (имеются только у ЛК).

Лунев отрицает, что конкурс был изначально прописан под ЛК. «Почта России» определила свои базовые технические потребности в антивирусном продукте и предложила всем участникам рынка сформировать соответствующее предложение, объясняет он.

Представитель ЛК не смог прокомментировать выводы Чачавы, Dr. Web и Symantec не ответили на запросы «Ведомостей».

Если участники рынка подозревают, что конкурсная документация была разработана под одного конкретного участника, они вправе пожаловаться в ФАС, напоминает начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.