Особо значимый процесс

Судебные приставы готовы взять суды под круглосуточную охрану и организовывать штабы по проведению громких судебных процессов

Судебные приставы предлагают вводить особый режим обеспечения безопасности участников судебных процессов по громким уголовным делам, а также по делам об экстремизме и терроризме. Об этом говорится в проекте концепции комплексной системы обеспечения охраны зданий судов, подготовленной ФССП и судьями (есть у «Ведомостей»).

Решение о том, что процесс следует считать особо значимым, принимает судебный пристав региона «во взаимодействии с председателем соответствующего суда», объясняется в документе.

После этого создается межведомственный оперативный штаб по обеспечению безопасности судебного процесса, пишется план его подготовки и проведения, здание суда могут оснастить дополнительными средствами охраны, а также провести непосредственно на месте тренировку «с привлечением сил и средств» МВД, ФСБ, МЧС и ФСИН.

Также, следует из документа, приставы готовы брать суды под круглосуточную охрану. Сейчас они обеспечивают там порядок в основном в рабочее время. Ночью это делает милиция. Под круглосуточной охраной приставов, сообщил ранее руководитель службы Артур Парфенчиков, только 28 зданий. Главная проблема – кадры. Для того чтобы взять под охрану все арбитражные суды, требуется дополнительно 1600 человек, областные суды общей юрисдикции – еще 1300. На районные и городские нужно еще 30 000 приставов, это вдвое больше, чем сейчас задействовано для обеспечения порядка в судах. Но приставы готовы решать вопрос «точечно» – например, брать под охрану суды на время особо сложных процессов.

Директор судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев рассказал, что принципиальных возражений против перехода судов под охрану приставов нет – ведь это мера, направленная на усиление защиты судов. Сейчас на услуги вневедомственной охраны судебная система тратит ежегодно 1,5 млрд руб. Приставы охраняют суды бесплатно – бюджетное финансирование на эти цели служба будет получать самостоятельно.

Сотрудник аппарата Высшего арбитражного суда говорит, что есть возражения против полного перехода под охрану приставов: во-первых, у них просто не хватит людей, чтобы закрыть все суды, во-вторых, у сотрудников милиции больше полномочий, их работа более эффективна.

С приходом Парфенчикова судебные приставы стали расширять поле деятельности, говорит политолог Алексей Макаркин. Они инициировали применение активных мер в области исполнительного производства (например, не выпускать за рубеж должников), теперь активизировались в другой области.