Северному Кавказу нужны свой Внешэкономбанк и свое Сколково

Чтобы поднять Северный Кавказ, там придется создать свой Внешэкономбанк и несколько центров развития типа Сколкова. Таков план полпреда президента Александра Хлопонина
Александр Хлопонин готовит инвесторам льготы на любой вкус/ ИТАР-ТАСС

Чеченской столице нужны комплексная застройка жилого массива со школами, парком и развлекательными центрами, восстановление коммунальной инфраструктуры, считает замминистра экономразвития Чечни Увайс Султыгов. По его словам, вложения оцениваются в 16 млрд руб. НПЗ в Чечне собирается строить «Роснефть», изначально его мощность должна была составить 500 000 т в год, для чего требовалось 12 млрд руб., однако теперь решено, что завод будет перерабатывать 1 млн т в год, для чего потребуются дополнительные деньги, говорит Султыгов.

В стратегии предложено также создавать в регионах зоны территориального развития (ЗТР). Понятие ЗТР гораздо шире понятия особой экономической зоны (ОЭЗ), объясняют авторы: ОЭЗ специализированы, а ЗТР – нет. В ЗТР можно предоставлять совершенно разную господдержку: льготы, субсидии, гарантии, упрощенную аренду, спецтарифы по страховым взносам. Некоторые меры «аналогичны законопроекту «Об инвестиционном центре «Сколково», указано в стратегии.

Нанокластер для Кавказа

В Северной Осетии хотят создать инновационно-промышленный кластер на основе наномикротехнологий. Он будет создаваться на основе существующего во Владикавказе центра «Баспик», рассказывает и. о. министра экономики Северной Осетии Заур Кучиев. По его словам, для создания технопарка нужны 3 млрд руб. из внебюджетных источников (инвесторы найдены) и передача центру помещений некоторых ФГУПов. Перечень всех инвестиционных и социальных проектов на www.vedomosti.ru.

Минрегион представил в правительство проект комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., сообщил представитель министерства Татьяна Конищева. Документ (копия есть у «Ведомостей») готовился по инициативе полпреда и вице-премьера Александра Хлопонина под лозунгом «Северный Кавказ как территория роста», несколько раз обсуждался на совещаниях в Белом доме. Стратегия должна «ответить на ключевые внутренние вызовы и угрозы ситуации на Северном Кавказе», которые в ней перечислены: клановость, коррупция, ориентация на натуральные формы хозяйства, этнический сепаратизм, религиозный радикализм, профессиональная деквалификация и склонность к иждивенчеству части населения.

Доходы консолидированного бюджета регионов округа в 2008 г. составили 163,3 млрд руб., превысив расходы на 8,7 млрд руб. Но основной источник доходов – «безвозмездные поступления», они составляют не менее половины бюджета во всех регионах, кроме Ставропольского края (35%), а в Чечне и Ингушетии – 91%. В регионах Северного Кавказа собирается лишь 1,18% всех российских налогов.

При этом «безвозмездные» средства федерального бюджета на Северном Кавказе работают неэффективно: «...Практически не удается обнаружить корреляцию между объемами выделяемых региону средств и темпами экономического роста». Поэтому «простыми решениями» – закачкой денег – проблем не решить; их следует направлять в основном на строительство объектов, находящихся в госсобственности.

Надо отчетливо понимать, говорится в документе, что северокавказские республики останутся аграрными. Поэтому нужно создавать производственные цепочки, позволяющие эффективно перерабатывать местное сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию конечного продукта. В качестве примера преуспевающего производственного кластера авторы концепции называют алкогольный – «ликероводочное, коньячное, шампанское производства Дагестана, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии».

Минрегион выделяет три базовых сценария развития Северного Кавказа: инерционный, базовый и оптимальный. В стратегии предложено реализовать оптимальный – в два этапа: 2010–2012 гг. – запуск приоритетных проектов и улучшение инвестклимата и 2013–2025 гг. – «фаза активного роста».

Что делать

Что же предлагает стратегия?      

Прежде всего развивать туристско-рекреационный комплекс – кластеры лечебно-оздоровительного туризма (Ставрополь, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Серноводск), кластеры горного туризма (Архыз, Приэльбрусье, Матлас, Мамисон, Ведучи), пляжного туризма (Каспийское побережье).

Развивать нужно и транспортную инфраструктуру. Дорог нужно построить очень много: и между городами округа (например, Псемен – Черниговская – Дагомыс, эта дорога нужна для создания Транскавказского туристического маршрута Владикавказ – Анапа), и ведущих в государства Закавказья и Ближнего Востока. Надо восстанавливать железнодорожное сообщение со странами Закавказья, считают авторы стратегии, – Грузией, Арменией и Азербайджаном. Как перспектива – увеличение грузовых перевозок и на Иран.

На Каспийском побережье – от Махачкалы до Дербента – предлагается строить морские вокзалы и портопункты, чтобы развивать пассажирские и круизные морские перевозки. Чтобы вернуть морские суда на Каспий, нужно давать долгосрочные льготные кредиты судовладельцам для строительства судов под российскую регистрацию, а новые суда освободить от всех налогов на период возврата займов, говорится в стратегии.

Энергетическая инфраструктура (износ электрических сетей в округе составляет 60–70%) прописана скупо: в Чечне нужно снижать сверхнормативные потери электроэнергии, в Дагестане – построить гидрогенерирующий кластер.

На Северном Кавказе надо увеличивать количество банков. Для этого предлагается установить «более лояльные нормы размера собственного капитала» для небольших региональных организаций. Надо проработать процедуры, позволяющие банкам с меньшим капиталом участвовать в аукционах Минфина, получать субординированные кредиты. Банки должны получать льготу по налогу на прибыль, которая направлена на увеличение капитала.

В числе первоочередных проектов для Чечни, которые предусмотрены до 2012 г., названы восстановление Грозного и строительство НПЗ.

Как делать

Осуществлять стратегию должен северокавказский институт развития наподобие Внешэкономбанка (ВЭБ), говорится в документе. Наблюдательный совет этого института должен формироваться из федеральных и региональных чиновников, бизнесменов, а руководить им – полпред президента в округе, т. е. Хлопонин. Капитал северокавказского ВЭБа предлагается сформировать за счет средств ВЭБа российского, крупнейших российских банков и федерального бюджета. Этот капитал должен составлять до 10% инвестиций, необходимых для приоритетных проектов. Предполагается, что северокавказский ВЭБ будет софинансировать приоритетные проекты региона, управлять гарантийным фондом для инвесторов, реализовывать программы льготной ипотеки и выполнять функции агента правительства по предоставлению госгарантий компаниям. Его структуры должны иметь возможность самостоятельно готовить и реализовывать проекты с нуля.

В каждом регионе Северного Кавказа должно быть свое агентство по привлечению инвестиций, которое будет подразделением северокавказского ВЭБа или его дочерней компанией, говорится в стратегии. Они будут искать инвесторов и продвигать инвестиционные проекты.

Чтобы инвестиции охотнее шли на Северный Кавказ, там надо создать сеть закрытых паевых инвестфондов. Якорными пайщиками фондов могут выступать «крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях». А чтобы эти фонды эффективно работали, указано в стратегии, нужно поменять законы – дать право правительствам регионов участвовать в уставном капитале фондов. Эти межрегиональные фонды должны финансироваться из инвестфонда, пишут авторы стратегии. А северокавказский ВЭБ может выступать так называемым «спонсором» или учредителем фонда, оплачивая до 5% капитала и принимая участие в управлении фондом.

Сколько дадут

Чиновник полпредства не знает, сколько требуется денег на реализацию этой программы: «Мы будем исходить из ситуации, сколько сможет выделить федеральный бюджет». Но понимания относительно возможностей федерального бюджета пока нет, добавляет он: «Никаких сигналов на этот счет от первых лиц государства не было.

Территориальный институт развития – неплохая идея, особенно сейчас, когда бюджет не может выделить много средств, считает директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. Важно, чтобы этот институт развития смог организовать эффективную систему управления, добавляет она.

«Северный Кавказ – это колония, а Хлопонин ее вице-король. Ему приходится менять веками устоявшуюся модель», – считает Борис Макаренко из Центра политтехнологий. В Англии тоже было министерство по делам Индии, напоминает он. Льготные условия для инвесторов и банков просто необходимы, потому что «нормальные инвесторы и банки» работать на Северном Кавказе не станут, оправдывает Хлопонина Макаренко.

Чиновник финансово-экономического блока, знакомый со стратегией, говорит, что она, по сути, предусматривает создание государства в государстве; обнуление или снижение каких-либо налогов, по его словам, невозможно – немедленно возникнет офшор и «перевод центра прибыли». И государство на это не пойдет.