Вектор


Сигнал инвесторам

Когда около года назад Игорь Комаров был назначен президентом «АвтоВАЗа», никто не верил, что он на предприятии надолго – после прихода на предприятие «Ростехнологий» постоянная смена президентов и их команд превратилась в плохую традицию. Тем более что Комаров в отличие от своих предшественников не был сразу избран в совет директоров. Членом совета он стал лишь в июне после проведения годового собрания акционеров. И, как выяснилось из списка аффилированных лиц «АвтоВАЗа», он оказался и владельцем 0,0735% обыкновенных акций компании. Этот пакет в пятницу на ММВБ стоил 13,5 млн руб.

Продвижение по карьерной лестнице должно было продемонстрировать сотрудникам и контрагентам, что Комаров не рассчитывает в скором времени покинуть предприятие. А покупка миноритарного пакета акций – это такой же сигнал ободрения для инвесторов, которые, к слову, компанию не особо любят. Да и аналитики инвестбанков преисполнены скепсисом, раз за разом выставляя негативные рекомендации по ее акциям. Для самого же Комарова это еще и шанс получить неплохую выгоду, в случае если его план спасения «АвтоВАЗа» исполнится: ведь по соглашениям с акционерами у топ-менеджеров компании сейчас нет ни бонусов, ни опционов.

Опционы под SPO

Президент ВТБ Андрей Костин готовит инвесторов к возможной продаже части госпакета акций банка. Менеджеры ВТБ уверяют, что по итогам встреч со 150 потенциальными инвесторами многие из них готовы увеличить вложения в банк, воодушевленные ростом стоимости котировок акций в этом году и планами банка по повышению прибыльности и эффективности. Если рынок позволит, есть основание для увеличения доли акций в свободном обращении и государство может захотеть уменьшить свой пакет, уверяет Костин. Не исключают такой вариант и представители правительства, желающие пополнить доходную часть бюджета. Этот интерес может помочь Костину получить от правительства добро на запуск опционной программы для топ-менеджеров, поскольку при ее наличии проще продавать бумаги инвесторам. «Я надеюсь, в этом году программу допихнем», – цитирует Костина «Интерфакс». Тогда вскоре можно ждать и снижения госпакета.

Дело – труба

Похоже, новых серьезных СП между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» не будет. Во всяком случае, в обозримой перспективе. Сначала «Газпром» заявил, что СП – это лишь первый этап на пути объединения компаний (хотя президент Украины Виктор Янукович ясно дал понять: он согласен только на паритетное объединение, а цена «Нафтогаза» – всего 5–7% от стоимости «Газпрома»). Теперь сам Янукович предложил России и ЕС построить на Украине новый газопровод – в дополнение к существующей системе, передает Reuters. Модернизировать старую трубу Россия была готова, но строить новую – вряд ли. Ведь она тоже ясно дала понять: балтийский газопровод «Северный поток» уже строится и точно будет построен «Южный поток». Все вместе (с украинской системой) – это 290–300 млрд куб. м мощностей для транзита российского газа в ЕС. Хотя действующие контракты «Газпрома» гарантируют экспорт 190 млрд куб. м в ближайшие 10 лет. А ведь предправления «Газпрома» Алексей Миллер любит повторять: сначала газ нужно продать, а уж потом запускать новые добывающие и транспортные проекты.

BP ищет деньги

Дав обещание зарезервировать $20 млрд на ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе, BP продолжает искать деньги. На прошлой неделе гендиректор компании Тони Хейворд приезжал в Москву, чтобы поговорить о возможной продаже активов компании российским нефтяникам. Теперь выясняется, что компания может предложить инвесторам и свои акции – от 5 до 10%, по данным The Sunday Times. Газета пишет, что предложение может быть сделано как конкурентам, так и государственным инвестфондам. А The National из Абу-Даби утверждает, что стратегические инвесторы с Ближнего Востока уже сделали BP предложение о покупке акций и активов и теперь ждут ответа.

Смотреть на активы BP, пока компания не выставила их на продажу, «неэтично», заявил Dow Jones в пятницу гендиректор Total Кристоф де Маржери. «Сегодня наш приоритет – не смотреть на BP, а удостовериться, что такое [авария и разлив нефти] нигде больше не случится», – заявил Маржери.