Жертвы арт-бюрократии

Первые выставки биеннале молодого искусства – случайные и обдуманные соединения работ художников разных стран
С.Портер

Молодежные выставки – это, как правило, слишком много незнакомых имен на единицу экспозиционной площади. Напрягаешься, чтобы понять молодое дарование, а в ответ – пустота.

Вторая московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» стартовала с размахом солидного мероприятия – вернисажи посыпались барабанной дробью, каждый день открывается по несколько выставок, многие оправдывают опасения, но к большой радости – не все.

Причем примеры, как превратить выставку в братскую юношескую могилу, куда и заглядывать невмоготу, соседствуют с положительными кураторскими опытами, когда и перед незатейливой работой стоишь подольше, потому что в зале легко дышится, и всех хочется понять.

Так, на одном этаже Московского музея современного искусства показывают тесные и неопрятные русско-французские «Чудеса безделья», а на другом – вдумчивый и волшебно декорированный работой Галины Емелиной проект «Переход – транзит» с разнообразным видео поляков.

Еще два этажа музея и, соответственно, две выставки представляют собой промежуточные варианты – обнаружить интересные работы можно, но очень затруднительно. К тому же ищущим смысла и логики очень мешают названия и пояснения.

Считается, что современное искусство, плод глобализации, по сути интернационально и говорит на одном языке. Не визуальном – тут как раз национальные и личностные особенности бывают видны, а стертым языком пояснений и концепций, везде гладким и невкусным, как картошка в фастфудах.

Названия выставок биеннале, как и ее главная тема – «Границы», так широки, что поглотят любую работу. И оттого бессмысленны. Как и повторяющееся клише, что «Стой! Кто идет?» – площадка для экспериментов. Странно слышать во времена, когда подавляющее большинство работ молодых – ученические.

Насколько приятнее хорошие ученики, чем неумелые выскочки, видно на главной, русско-французской выставке биеннале в Государственном центре современного искусства. Ее название «Виз-а-ви/Vis-a-vis» и программа (противопоставить художников в парах) – очередная формальность, дань международному арт-бюрократизму. Но сама выставка элегантна (три куратора из четырех – французские), и работы здесь смотрятся выигрышно.

Французы явно предпочитают работать с формой, опираясь на культурную традицию, а наши молодые традиционно выдумывают нечто эдакое и боятся быть скучными больше, чем неучами, – разница национальных характеров.