Правила пересуда


Дмитрий Медведев внес вчера в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, которые регламентируют порядок проверки судебных решений по уголовным делам в апелляционной инстанции. Сейчас второй судебной инстанцией является кассационная – она допускает проверку решения, вынесенного судом первой инстанции, только на предмет правильности применения закона. Апелляционная инстанция позволяет повторно рассматривать дело по существу и выносить по нему новое решение, не отправляя его на пересмотр.

Задачу создать апелляцию в судах общей юрисдикции (по гражданским делам – с 2012 г., по уголовным – с 2013 г.) Медведев поставил в своем послании парламенту и поручениях по его итогам. Кассационные инстанции преобразуют в апелляционные с сохранением существующей системы судоустройства: на решения райсуда апелляционную жалобу можно будет подать в областной суд. Если первая инстанция – облсуд, апелляция подается в судебную коллегию ВС.

Согласно президентским поправкам обжаловать в порядке апелляции можно будет не только приговор, но и решение об аресте, продлении срока содержания под стражей, а также промежуточные судебные решения.

Стороны будут вправе представить в апелляцию дополнительные материалы, но допрашивать свидетелей, давших показания в суде первой инстанции, суд будет, только если сочтет это необходимым. А с согласия сторон он сможет обойтись вообще без проверки доказательств, исследованных в первой инстанции.

Апелляционный суд сможет пересмотреть приговор как в сторону смягчения наказания (вплоть до оправдания), так и в сторону ужесточения. В перечне оснований для пересмотра решения нижестоящей инстанции появилось новое основание – «несправедливость приговора». Это приговор, по которому было назначено наказание, «не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного», расшифровывают авторы законопроекта.

Зампред ВС в отставке Виктор Жуйков говорит, что термин «справедливость» в уголовном процессе до сих пор практически не применялся, но ничего нового такая формулировка не подразумевает – сейчас то же самое называется «незаконный приговор». Введение апелляции необходимо, но реализована идея в законодательной инициативе неудачно, считает Жуйков: если областные суды станут основной апелляционной инстанцией, они просто не справятся с таким количеством дел.