Вектор


Одно из самых амбициозных начинаний «Роснефти» – Приморский НПЗ стоимостью $14–22 млрд – остается на бумаге. Начать строительство мешают экологи. В марте Ростехнадзор не выдал «Роснефти» экологическое заключение, отправив документы на повторную экспертизу. Она завершится 25 августа. Экологическая организация «Зеленый крест» хочет подготовить независимую оценку проекта, но «Роснефть» отказывается предоставить материалы. Арбитраж Приморского края обязал «Роснефть» предоставить документы. «Роснефть» может попытаться оспорить это решение, говорит ее представитель. Завод будет построен по концепции «чистое производство» с использованием сложных систем герметизации, бездымной и бесшумной факельной системой. По мнению экологов, размещение НПЗ в заливе Восток может нанести непоправимый ущерб экологии, а нежелание «Роснефти» идти на мировую – свидетельство недоработок в проекте. Препятствовать строительству экологи не планируют, но хотят нивелировать последствия. Прецедент есть: из-за экологов изменен маршрут нефтепровода ВСТО, напоминает представитель «Зеленого креста». «Транснефти» это обошлось в $1 млрд. А газпромовский проект Nord Stream из-за дополнительных экологических изысканий подорожал на 1,4 млрд евро, признавал финансовый директор Nord Stream AG Пауль Коркоран.

Будущее пониженной мощности

Через 1,5 года в России нельзя будет купить лампочку накаливания мощностью более 75 Вт. С 2012 г. в стране запретят производство 100-ваттных лампочек, об этом известно уже с начала 2009 г., когда в Госдуму был внесен закон об энергосбережении, принятый и подписанный президентом осенью того же года. Дистрибуторы ламп предположили, что производители используют лазейку в законе и начнут выпускать, например, лампочки в 95 Вт. Но проект постановления правительства «О требованиях к осветительным устройствам...», появившийся вчера на сайте Минпромторга, показал, что чиновники пространства для такого маневра не оставили: дозволенный максимум – 75 Вт. Лампы в 100 Вт сейчас занимают 20–25% рынка, оценивает Андрей Туряница из компании «АЗ», дистрибутора ламп GE и «Старт», и некоторые ритейлеры уже снижают объем закупок таких ламп, чтобы успеть распродать то, что на складах. Но он предсказывает рост спроса: «На энергосберегающие лампы сейчас готовы перейти лишь 20% потребителей 100-ваттных ламп, в Европе в такой же ситуации лампы накаливания просто сметали с прилавков». Менеджер магазина Obi подтвердил, что спрос на самые мощные лампы растет последние полгода.

Почтового банка может и не быть

К такому логическому заключению пришел министр связи Игорь Щеголев. Проект изначально был спорным: платежи «Почта России» проводит и сейчас, на почте можно и взять, и погасить кредит. Щеголев говорит, что из нынешних моделей непонятно, заберут ли участники проекта финансовые услуги, оказываемые почтовым предприятием, целиком или частично и как «Почте России» эти потери будут компенсированы.

«Надо подумать и над акционированием, – говорит министр, – там много вопросов, которые арифметически не расставить в одну линейку». Он даже не смог определить сроки создания Почтового банка – все модели отправили на доработку, требуется пересчет, а люди, близкие к Внешэкономбанку, указывают, что проект может обойтись без частных инвесторов. Таких осталось два: Номос-банк и «Русский стандарт».

Видимо, зреет идея оставить «Почту России» в покое. Что и правильно – письма-то и посылки по-прежнему идут долго, если вообще идут.

По тому же сценарию

Не успели украинские власти второй раз продать «Трансмашхолдингу» «Лугансктепловоз», как снова решили его отобрать. Повторная приватизация 76% его акций была непрозрачной, государство потеряло минимум 200 млн гривен ($25,2 млн), заявил вице-премьер Украины Сергей Тигипко. История трехлетней давности повторяется: после победы «Трансмашхолдинга» на первом приватизационном конкурсе неудовольствие выразил тогдашний президент Виктор Ющенко, затем структуры украинского бизнесмена Игоря Коломойского добились отмены приватизации («Лугансктепловоз» вернулся Украине в конце 2009 г., а в марте 2010 г. вновь был выставлен на торги). Коломойский и сейчас против: контролируемая им Mantara Holding, не допущенная к конкурсу, подала иск в суд с требованием отменить результаты конкурса, рассказал руководитель Фонда госимущества Украины Александр Рябченко. Если суд опять отнимет «Лугансктепловоз», в третий раз «Трансмашхолдинг» вряд ли будет покупать эту компанию, говорит первый заместитель гендиректора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков. Дождавшись возвращения $58 млн за отнятые акции, он сосредоточится на работе в России: здесь бизнес вести привычнее.

Финишная кривая