Движуха-арт повсеместно

Все 60 выставок молодежной биеннале не посмотришь, но стремиться к этому надо, по двум-трем хорошего впечатления о молодых не составишь
В. Филонов/ МТ

Почему 40 выставочных площадок, а не меньше да лучше, понятно – деньги легче найти под проект впечатляющего масштаба. II Московская международная биеннале молодого искусства третью неделю открывает выставки, и их так много, что уже нет надежды понять, кто куда идет.

Молодые очень разные, идут не куда-то, а просто роятся, и ничего, кажется, их не объединяет, кроме навыка найти место, где можно показать себя и свои сочинения, т. е. принять участие в международной биеннале.

Для много где учившегося Жюльена Гроссмана, показавшего в зале Stella Art Foundation сложносочиненную, технологичную и музыкально утонченную инсталляцию, искусство служит для познания различных культур. На черных виниловых пластинках крутятся трогательные беленькие острова, символизирующие этническую музыку, звучащую из динамика.

Для большинства участников выставки «Ложка камасутры» в Московском музее современного искусства на Петровке участие в биеннале – способ канализации излишков сексуальной энергии, и за нарциссической порнушкой этого озабоченного большинства теряется меньшинство участников, занимающееся собственно искусством, т. е. формотворчеством. Так, Якобу Оредсону лучше было бы показать эффектную скульптуру из куска трубы в другом месте – у нее нет эротического подтекста.

Шведский куратор Мартин Шибли на выставке в помещении того же музея на Тверском бульваре задался вопросом, возможно ли оптимистическое искусство. Ответ выглядит уныло, наверное, только потому, что видео в этом месте традиционно показывают неаккуратно, а не по причине скучности социально направленного искусства. Правда, здесь запомнилась работа Конни Блом – отцензурированный вариант «1984» Оруэлла превратился в развешанный по стенке десяток машинописных страниц.

Бескрайние руины заводских цехов Центра Artplay на Яузе напоминают, что заброшенные промзоны породили многие формы современного искусства. На выставке Glob(e)scape – десятки авторов, и не случайно, что почти у каждого место рождения не совпадает с местом работы. Эмигранты-маргиналы, наверное, особо чувствительны, или просто им нечем больше заняться, кроме искусства.

Но особенно резко и естественно на разрушенном заводе смотрятся работы русских. Тачки с мигалками группы «М1, М2», тоскливые размышления о родине арт-группы ЗИП из Краснодара.

В общем, если долго ходить по выставкам, то можно найти нечто стоящее. Почему эту работу за зрителей не проделали кураторы, понятно – под одну выставку денег не дают.