Двуствольное министерство

Закупки армией техники будут курироваться гражданскими структурами Минобороны, а на долю военных останется лишь ее эксплуатация

В Министерстве обороны принято решение отделить административные функции от оперативных – первыми будут заниматься гражданские службы военного ведомства, а вторыми собственно военные. Как заявил в интервью «Российской газете» первый замминистра обороны Владимир Поповкин, который теперь как раз курирует «гражданские» службы по закупкам вооружений и предметов тылового снабжения, «создается гражданский ствол», который будет обеспечивать войска, и военный «ствол», который займется боевой подготовкой, эксплуатацией и применением военной техники. Все закупки выводятся из-под контроля военных, в том числе начальника Тыла Вооруженных сил и начальника вооружений, сказал Поповкин.

Идея отделения войсковых служб от денег, которые идут промышленности или поставщикам ГСМ, вещевого довольствия и продовольствия, продвигается уже много лет, говорит чиновник Минобороны. Но в мае этого года с реанимацией Агентства по поставкам вооружений при Минобороны и назначением самого Поповкина первым замминистра по вооружениям она окончательно утвердилась, говорит он.

Когда военные распоряжались деньгами, они заказывали то, на чем сами могли заработать по коррупционным схемам, теперь эта связка устраняется, говорит чиновник Минобороны, что приведет к значительной экономии средств и прекращению бессмысленных закупок и разработок. Некоторые из этих разработок соответствовали уровню Первой мировой войны. Недавно были прекращены опытно-конструкторские работы по созданию банно-прачечного поезда нового поколения, продолжавшиеся несколько лет по инициативе Тыла Вооруженных сил, напоминает чиновник. При новой системе армия по большинству типов техники, имеющей гражданские аналоги (например, автомобилям), вообще не будет финансировать опытно-конструкторские работы, а станет покупать готовую технику, удовлетворяющую ее требованиям, говорит офицер центрального аппарата Минобороны.

Когда военные сами распоряжались деньгами, выделяемыми на закупки вооружений, они часто прикармливали близкие им структуры, чаще всего – ремонтные заводы Минобороны, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Так, ВВС России до 2008 г. не интересовались закупками новых самолетов и вооружений потому, что все средства пропускались через авиаремонтные заводы.