Путинский картель

Правительство договорилось с нефтяниками, что они продолжат продавать сельхозпроизводителям топливо со скидкой. Ради господдержки правительство идет на ограничение конкуренции, но эта скидка не всегда доходит до тех, кому предназначена, а если доходит – не очень помогает
С.Портер

Вчера премьер Владимир Путин одобрил 10%-ную скидку на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельхозпроизводителей во второй половине года. Эта скидка введена с 2009 г., ее действие продлевается каждые полгода; размер тоже остается постоянным. В этом году объем льготы составит около 5,5 млрд руб. (см. врез).

Если бы компании договорились о единой скидке без участия государства, то их можно было бы обвинить в создании картеля – соглашения между конкурентами, замечает партнер «Нерр» Илья Рачков: монопольно низкая цена – тоже ограничение конкуренции, которое препятствует доступу на рынок новых игроков. Закон о защите конкуренции допускает изъятия по решению правительства или президента, это мировая практика, объясняет начальник управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Сушкевич: «Мы не догматики, есть и другие приоритеты, кроме конкуренции».

По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, решение Путина будет зафиксировано отдельным документом правительства. Речь не может идти об антиконкурентных действиях, считает Песков: цена остается рыночной, а регулируется только скидка.

Нефтяников смущает способ распределения льготного горючего: у руля стоят администрации регионов. Сначала чиновники подсчитывают объем льготного горючего, далее заключают соглашения с нефтяниками на его поставку, а затем распределяют топливо со скидкой по льготникам. «А потом до нас доходит информация, что либо квоту получили не те, для кого она предназначалась, либо льготные объемы не выбраны и распроданы по рыночным ценам», – жалуется сотрудник одной из нефтяных компаний. Такие ситуации не редкость, подтверждают двое его коллег из других холдингов. Притчей во языцех стал эксперимент казахской компании «Петроказахстан», продолжает собеседник «Ведомостей»: льготное топливо, предоставленное государству, компания покрасила в разные цвета; вскоре разноцветный бензин обнаружился на заправках республики.

Получить скидку реально, но смысла в ней немного, рассказывает гендиректор «Грейн велл» (растениеводство) Эдуард Курочкин: «Чтобы претендовать на скидку, необходима предоплата, а нам выгоднее покупать топливо хоть и немного дороже, но с отсрочкой платежа». 10%-ная скидка на топливо, по его словам, может снизить себестоимость агропродукции на 0,5–1%.

То, что механизм распределения топлива коррупционный, компенсируется малым объемом льгот, считает политолог Дмитрий Бадовский: слишком много не украдут. Может, с экономической точки зрения эффект невелик, но предоставление премьерской льготы стало уже политическим ритуалом, рассуждает он; а учитывая, что в этом году идет засуха, имиджевый эффект для премьера будет двойной.