Пробка «Тагаза»

Таганрогский автомобильный завод («Тагаз») ссорится не только с банками: из-за разногласий с перевозчиком у него в Новороссийске примерно на девять месяцев застряли машинокомплекты стоимостью 600 млн руб. Получить их удалось только через суд
«Тагазу» пришлось через суд вызволять машинокомплекты/ Д. Гришкин/ ВЕДОМОСТИ

ООО «Таганрогский автомобильный завод»

Владельцы (ЕГРЮЛ) – Corio Invest, Asha Holding, Pemberton Establishment, Fortum и Ikaria International (все по 19,9%). Входит в группу «Донинвест» Михаила Парамонова. Финансовые показатели (данные Сбербанка, 2009 г.): Выручка – 11 млрд руб.

Всередине октября 2009 г. «Тагаз» подал иск в краснодарский арбитраж к новороссийским ООО «Рускон» и «Юг терминал» (входят в транспортный холдинг «Дело») и Новороссийскому морскому торговому порту с требованием изъять имущество из чужого незаконного владения. 2 июля 15-й арбитражный апелляционный суд его удовлетворил (первая инстанция отказала), говорится на сайте Высшего арбитражного суда (ВАС).

Согласно решениям судов, «Тагаз» требовал 864 машинокомплекта для производства автомобиля Tagaz C100 Vega, детали для автомобилей Tagaz Tager и LC100 и тестовый автомобиль C100 – все это хранилось в 127 контейнерах на складах ответчиков. «Решение апелляционного суда вступает в силу со дня принятия, «Тагаз» уже забирает свой товар», – сказал менеджер одного из ответчиков.

В 2008 и 2009 гг. «Тагаз» купил товар у своей корейской «дочки» Tagaz Corea Co., которая обязалась доставить его в Таганрог на условиях CIP; продавец заключил договор на перевозку с корейской компанией Youngjin Global Logistics Co., она доставила товар в Новороссийск, поместила на СВХ и приостановила его дальнейшее движение, так как имела неурегулированные судебные споры с Tagaz Corea по предыдущим поставкам, говорится в судебных актах. Стоимость застрявших в Новороссийске машинокомплектов сам «Тагаз» оценивал как минимум в 591 млн руб. В ноябре он подавал иск на эту сумму к структурам холдинга «Дело», но позже отказался от иска.

Российского офиса у Youngjin нет, связаться со штаб-квартирой компании в Сеуле вчера не удалось. Очевидно, корейский перевозчик уклонился от выполнения таможенных операций по оформлению ввоза товара на территорию РФ и доставке его на склад назначения, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит. Возможно, целью было стимулировать оплату со стороны Tagaz Korea поставок за прошлые периоды; данные отношения находятся за пределами отечественной юрисдикции, добавляет он. Youngjin и Tagaz Korea судились в Южной Корее, знает сотрудник «Дела».

«Тагаз» доказал, что товар принадлежит ему, а долгов перед ответчиками у завода нет, следовательно, они не имели оснований удерживать товар, мотивировал свое решение апелляционный суд.

«Возможно, решение будет обжаловано в кассационной инстанции: мы требуем с «Тагаза» оплатить значительные издержки, возникшие за время хранения товара», – говорит коммерческий директор ООО «Глобальный контейнерный сервис» (входит в «Дело», управляет «Русконом» и «Юг терминалом») Андрей Чернышев. «Товар не передавался «Тагазу» без решений суда потому, что могли возникнуть претензии со стороны Youngjin – именно с ней у нас были договорные отношения», – поясняет менеджер «Дела». Пресс-секретарь «Тагаза» Марина Заволженская от комментариев отказалась.

«Правовая позиция «Тагаза» как собственника товара достаточно обоснована», – говорит Пустовит.

«Ситуация с этой поставкой очень запутанная, это первый подобный случай в России», – говорит Чернышев. «У нашей компании подобных случаев не было», – говорит директор по связям с общественностью компании Ford в России Екатерина Кулиненко.