Устали ждать

Помочь энергетикам с новыми стройками решили основные потребители – металлурги. УГМК собирается построить две станции на 1,5 ГВт в Сибири и на Урале стоимостью более $3 млрд

Опланах «УГМК-холдинга» построить две угольные электростанции суммарной мощностью 1,5 ГВт и стоимостью $3–3,3 млрд, рассказал гендиректор холдинга Андрей Козицын. Компания рассчитывает построить Демидовскую ТЭС в Свердловской области (два блока по 500 МВт) и Славинскую ТЭС в Кемеровской области (на 500 МВт). Блоки первой станции будут введены в эксплуатацию в 2016 и 2018 гг., второй – в 2015–2016 гг., говорит Козицын (его слова передал «Интерфакс»).

Кто на очереди

Самая большая инвестпрограмма – у ОГК-4 (контроль у германской E.Оn) – 4 ГВт, затем – «Мосэнерго» и ОГК-6 (подконтрольны «Газпрому») – 2,9 и 2,64 ГВт соответственно, «Фортум» – 2,33 ГВт. Меньше всего построят ТГК-14 (ЕСН и РЖД) и Енисейская ТГК (СУЭК) – 133 и 720 МВт.

УГМК

Горно-металлургический холдинг Контролируют Искандер Махмудов и Андрей Козицын, Сбербанк владеет 20%. Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): Выручка – 17,57 млн руб., Чистый убыток – 896,15 млн руб.

«В российской энергетике отмечаются слишком низкие темпы обновления основных фондов», – объяснила решение УГМК: вместо необходимых 7 ГВт в год вводится всего около 1,5 ГВт, а в Свердловской области и вовсе дефицит энергии. Производство меди очень энергоемкое и желание компании гарантировать бесперебойную поставку энергии объяснимо, ведь физически этого не могут обеспечить даже долгосрочные контракты с производителями энергии, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Проекты строительства станций УГМК начала разрабатывать еще в 2007 г., но из-за кризиса они были заморожены. Теперь деньги на строительство ТЭС компания рассчитывает найти до конца этого года или максимум в I квартале следующего, рассказал Козицын. УГМК планирует привлечь в проект инвесторов – переговоры уже ведутся, в том числе и с зарубежными компаниями, отметил он, не исключено, что строительство будет вестись за счет проектного финансирования. Затраты на строительство инфраструктуры к станциям может взять на себя государство, добавил Козицын.

Кто может стать партнером УГМК в проектах, представитель компании не раскрывает. Но в 2007 г. предполагалось, что в строительстве станций поучаствуют южнокорейские Korea Midland Power и Core Cross. Связаться с их представителями вчера не удалось.

Ежегодно обе станции будут вырабатывать 10,5 млрд кВт ч и потреблять около 4,3 млн т угля, сообщила УГМК. Сырьевая база у компании есть – уголь будет поставлять «Кузбассразрезуголь» (КРУ), которым управляет УГМК.

Свердловский проект должен окупиться за 14–16 лет, кузбасский – за 19–24,5 года (в зависимости от того, будет ли участвовать государство в качестве соинвестора). При этом компания рассчитывает, что часть затрат ей удастся вернуть за счет включения станций в договоры на предоставление мощности (ДПМ, гарантирует инвесторам в электроэнергетику возврат вложений в течение 10 лет при сроке окупаемости проектов 15 лет), рассказал Козицын. Компания обсуждает этот вопрос с Минэнерго, отметил он (представитель министерства на вопросы не ответил).

УГМК не первая металлургическая компания, решившая заняться энергетикой. Обеспеченность Магнитки собственной электроэнергией составляет 85% (у компании четыре энергообъекта мощностью 650 МВт), рассказал «Ведомостям» ее представитель. Череповецкий завод «Северстали» обеспечен собственной энергией на 56%, НЛМК – на 45%, говорят представители компании. Есть энергоактивы и у «Мечела». Представитель компании цифры не раскрыл, но еще в прошлом году станции компании производили 70% необходимой ей энергии. Собственная электроэнергия значительно дешевле, чем покупная, говорят собеседники «Ведомостей», – в среднем в 2 раза. Есть станции и у нефтяников. Так, 24 энергоустановки «Сургутнефтегаза» мощностью 605 МВт покрывают 29% потребностей компании в электроэнергии, говорит ее представитель. Насколько наличие станций выгодно компании, он не уточил. Нефтяникам и газовикам строить станции особенно выгодно: как топливо они используют попутный газ, который в противном случае обычно сжигается, отмечает Пикин.

Но чаще компании строят станции только для собственных нужд, отмечает он, а УГМК планирует ввести крупные объекты, значит, собирается заниматься электроэнергетикой как бизнесом. УГМК будет потреблять половину энергии свердловской станции, КРУ возьмет 30% выработки кемеровской ТЭС, сообщил холдинг.

Желание окупить проект через ДПМ верное, продолжает Пикин, но государство вряд ли на это пойдет: первые на очереди – инвесторы в энергетику, которые до 2017 г. должны построить 28,3 ГВт (см. врез). К тому же это станет дополнительной финансовой нагрузкой на потребителей, ведь мощности, построенные в рамках ДПМ, оплачиваются в приоритетном порядке и стоят дороже действующих, резюмирует эксперт.