Контроль за законами

Минюст разработал систему, контролирующую исполнение законов. Информацию о неправильном правоприменении будет получать президент, а исправлять ошибки – правительство



На сайте Минюста опубликован проект указа президента о мониторинге правоприменения. Согласно этому документу, федеральные министерства, губернаторы и муниципальные власти должны будут следить за тем, как исполняются законы и указы президента. Минюст, например, должен взять на себя контроль за исполнением решений Конституционного суда и Европейского суда по правам человека, а также составление ежегодных планов мониторинга и итоговых докладов.

Президент должен ежегодно получать доклад о состоянии национального законодательства и его применении, а также предложения по корректировке действующего законодательства или его толкованию, ранее объяснял министр юстиции Александр Коновалов. Это должны быть предложения правительству и Госдуме либо просьбы к высшим судам провести толкование закона, который неправильно применяют, уточнил министр.

Источником информации должны быть сведения органов власти, информация СМИ, общественных организаций и соцопросов. При проведении мониторинга следует оценивать наличие подзаконных актов, необходимых для того, чтобы закон работал. Будут учитывать неправомерные или необоснованные действия (либо бездействие) исполняющих закон чиновников, количество связанных с ним жалоб и судебных споров, а также его социально-экономические последствия.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов признавался, что сенаторам часто поступают предложения о необходимости «целенаправленного анализа практики применения отдельных политически значимых законодательных актов» – таких, например, как реформа бюджетных учреждений, создание малых инновационных предприятий.

На то, что некоторые законы не работают, жаловался и президент Дмитрий Медведев. В минувшую среду он констатировал, что не работает норма о передаче в доверительное управление активов госслужащих. Акции передавать некому: по закону правительство должно было назначить управляющую компанию, но так и не сделало этого.

Одна из функций управления – контроль за исполнением решений – сейчас является внутренней функцией самих органов власти, без привязки к закону, констатирует Владимир Южаков из ЦСР, мониторинг поможет заполнить этот пробел. Известны случаи, когда с введением очень важных законов велся мониторинг их применения – например, так было с Налоговым кодексом, вспоминает эксперт, но систематической работы в этом направлении пока никто не вел.