Молодежная биеннале: переизбыток энергии и зависть к старшим

Две маленькие выставки – в галереях XL и «Риджина» – показали молодое искусство без пафоса, натуги и надувания щек
Жиляев с чужими фотографиями не церемонится

Любительское фото фриковатого парня, показывающего в объектив непристойную комбинацию пальцев, выбрал для своей обложки солидный журнал по искусству, номер которого был как раз посвящен биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?».

Хотя на биеннальных гектарах эту карточку, одну из двух десятков, составляющих шутку Иварса Гравлейса про его отношения с современным искусством, найти не легко. А найдешь – обрадуешься: смешная она, наглая. На выставке «Проверка на прочность» в галерее XL вообще нет ничего серьезного. Кто же примет за произведение, даже современного искусства, школьные учебники, продырявленные ножницами (автор – ЕлиКука). Можно объявить перформансом Максима Роганова сверление дырок в черном кубе, но это даже не пародия на перформанс. Однако сверлят, приходит молодежь в галерею и берет дрель в руки. Девушки с ней фотографируются. Потому что силы некуда девать.

О том же и пояснительный текст куратора выставки Алексея Булдакова: сначала он, как все авторы, интеллектуально пыжится, рассуждая о праве художника на ошибку, а потом просто говорит о мощном биологическом импульсе что-то дырявить или документировать. То есть занятие современным искусством в природе человека, как рисование или лепка, а потому неотменяемо. Словно на призыв стоять, заключенный в названии биеннале, художники честно признаются, что стоять-то как раз и не могут – руки чешутся.

Арсений Жиляев, автор выставки «Разумный эгоизм» в «Риджине», – новый любимец московского арт-сообщества. Художник и куратор, молодой и серьезный, родом из Воронежа, учился в Гетеборге. Много рассуждает, например, о том, что современное искусство может и вовсе исчезнуть. Потому что, как видно по разным выступлениям Жиляева, его, по природе интеллектуала, не оставляет вопрос, зачем люди предаются такому бессмысленному занятию. Простой ответ сложному уму недоступен.

Выставка Жиляева в «Риджине» как будто аналитическо-философическая и имеет отношение к Чернышевскому, но выдает только зависть к поколению 90-х. На трех планшетах собраны снимки героической поры, когда радикалы Осмоловский, Кулик и Авдей Тер-Оганьян были молоды, злы, отчаянны и потрясали общество, суды и милицию.

По Жиляеву выходит, что они были то ли пустыми мечтателями, то ли мазохистами на манер Рахметова. Разбираться скучно, интереснее рассматривать фотографии двадцатилетней давности, когда молодых так распирало от невостребованной энергии, что они делали нечто невероятное, а потом уже думали зачем.

И такое мощное безрассудство теперь, когда жизнь поменялась к спокойствию и разумности, кажется не недостатком, а прекрасным свойством молодости. Которое редко встретишь у участников молодежной биеннале.