Дорогой экзамен на права

Автошколы могут допустить к приему госэкзамена на право управления автомобилем, но им придется за это заплатить

Уже в следующем году водители смогут выбирать, на каком автомобиле сдавать экзамен – с механической или автоматической коробкой передач (в удостоверении будет стоять соответствующая отметка). Сдать водительский экзамен можно будет в любом регионе, а не только по месту регистрации, как сейчас. И прямо в автошколе: учебные заведения, которые смогут построить автодромы и оборудовать их специальными системами наблюдения, смогут получить аккредитацию, которая даст им право проводить госэкзамен на своей территории. Такие нововведения содержит план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения госфункций, связанных с приемом экзаменов и выдачей водительских удостоверений, его своим распоряжением утвердил премьер Владимир Путин. Согласно документу уже в августе МВД, Минобрнауки, Минтранс и другие заинтересованные ведомства должны внести в правительство проект соответствующих поправок в закон о безопасности дорожного движения, а до конца года – разработать необходимые подзаконные акты.

В ГИБДД эти новшества анонсируют в течение нескольких последних лет. Но теперь время на исходе, говорит сотрудник департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД: Россия присоединилась к Венской конвенции о дорожном движении, которая предполагает, что не позднее февраля 2011 г. она должна привести национальные документы в соответствие с требованиями международных стандартов.

Но еще в начале года ГИБДД пришлось по требованию прокуратуры отменить методику сдачи экзаменов, которая содержала похожие требования к техническому оснащению автошкол. Сдача практического экзамена должна была проходить на автодроме, имитирующем дорожные условия, оборудованном электронной системой оценки результатов тестирования. Методика должна была вступить в силу в 2011 г. Регионам рекомендовалось вводить экзамен нового образца досрочно.

Причины отмены были техническими, говорит собеседник «Ведомостей» в ДОБДД: документ не прошел согласование в Минюсте. Методику отменили с громким скандалом, не согласен лидер организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. ФАС возбудила дело о незаконном ограничении конкуренции, напоминает он. Тревогу подняли челябинские автошколы, которые обнаружили: их вынуждают приобретать дорогие (30–40 млн руб.) автодромы корейского производства. Попытка представить другие технические решения понимания не нашла, хотя российские аналоги на порядок дешевле.

Новый вариант носит компромиссный характер, отмечает Лысаков: требования к оснащению школ были обязательными, аккредитацию же предполагается сделать добровольной. Но и такие условия сулят преимущества аккредитованным автошколам, отмечает он: тому, кто получит право принимать экзамены, обеспечена фактическая монополия на рынке.