Туроператоры не верят музею

Луиза Игнатьева

Музей-заповедник «Казанский кремль» разрешит турфирмам безвозмездно использовать изображения кремля и его памятников (копия письма директора музея Рамиля Хайрутдинова в Ассоциацию туристических агентств Татарстана есть у «Ведомостей»). Льготу получат фирмы, заключившие договоры на проведение экскурсий по территории кремля в 2010 г. По данным музея, на освобождение от роялти (12 000 руб. в год) за использование товарного знака могут претендовать 38 туроператоров. Объем упущенной выгоды Хайрутдинов оценивает в 456 000 руб. Но ведь «не миллионные суммы», утешается он.

«Казанский кремль» в ноябре 2009 г. зарегистрировал право на 18 товарных знаков. Это виды кремля и его архитектурных объектов, словосочетание «Казанский кремль» на русском, английском и татарском языках, а также названия башен «Сююмбике» и «Кул-Шариф». По словам Хайрутдинова, бренды могут быть использованы для более чем 20 классов товаров и услуг.

Комитет внешних связей и туризма исполкома Казани отреагировал на жалобу туроператоров, объяснил появление льгот президент ассоциации турагентств Рамиль Мифтахов. Чиновники обсудили проблему 30 июня на совещании с администрацией музея. «При привлечении туристов операторы тратят значительные средства на продвижение [бренда] «Казанского кремля», – говорит и. о. председателя комитета по туризму Иван Кадошников. Он доволен «компромиссным решением» и обещает бороться за пролонгацию льгот после 2010 г.

Музейщики предлагают соглашение до конца года, а вдруг потом начнут брать плату «как угодно», не верит Мифтахов. По его словам, туроператоры не собираются подписывать с музеем соглашения о безвозмездном использовании символов кремля. «Мы не признаем право собственности музея на товарные знаки [Казанского кремля]», – говорит Мифтахов. Турфирмы, продолжает он, будут настаивать на включении пункта о праве эксплуатировать кремлевские бренды в договоры о проведении экскурсионных мероприятий, по которым они платят музею 50 руб. за вход одной тургруппы на заповедную территорию.