Вектор


Гадкий и дешевый

За последний год 3D-мульт­фильмы стали любимым зрелищем во всем мире, и Россия не исключение. В мировую топ-десятку самых кассовых лент года попали сразу три таких фильма – «История игрушек – 3», «Шрек навсегда» и «Как приручить дракона», каждый из которых заработал в прокате более полумиллиарда долларов (данные BoxOffice Mojo). Но и бюджеты у трехмерных лент немаленькие: на производство «Истории игрушек – 3», в частности, было потрачено $200 млн. Плюс расходы на продвижение и выплаты кинотеатрам. Итоговая прибыль студий от таких кассовых мультфильмов всегда меньше производственного бюджета, и, казалось бы, по-другому быть не может. Трехмерная компьютерная анимация не может быть дешевой. Но бюджет мультфильма «Гадкий я», который вышел в прокат две недели назад, – всего $69 млн. Его создатели не стали, к примеру, тщательно прорисовывать мех у животных, чем так гордились создатели первого «Шрека», и почти обошлись без детализации фона – и в результате солидно сэкономили. Но зрителей и такая «дешевая» анимация устроила. За первые два уикенда «Гадкий я» собрал по всему миру $135 млн и теперь может стать самым рентабельным мультфильмом Голливуда за последние годы и породить моду на «экономный» 3D.

Быстро ли едем

Российский автомобильный рынок в этом году восстанавливается быстрее, чем ждали эксперты. PricewaterhouseCoopers вчера объявила о повышении прогноза продаж легковых автомобилей – с 1,3 млн до 1,6 млн штук. Предложение по-прежнему не успевает за спросом и на самые разные модели – от Lada до Mercedes – в автосалонах стоят многомесячные очереди, замечал партнер PwС Стенли Рут. Еще в мае крупнейшие дилеры осторожно говорили, что ждут летнего затишья и на рекордные результаты в июне не рассчитывают, но именно в июне зафиксирован самый большой объем продаж на российском рынке легковых автомобилей с января 2009 г. Это напоминает ситуацию докризисных тучных лет, когда автомобильные эксперты только и успевали переписывать прогнозы в сторону повышения, удивляясь энтузиазму, с которым россияне раскупают новые машины. Но Рута беспокоит то, что продажи большинства брендов, рассчитанных на средний класс (за исключением корейских марок и локального производства), ниже уровня рынка. В отличие от продаж премиальных брендов и недорогих автомобилей – последние быстро растут благодаря господдержке.

А значит, финансовое положение среднего класса – самой внушительной прослойки потребителей – оставляет пока желать лучшего. И это мешает однозначно говорить о восстановлении рынка.

Розница созрела

Бизнес компаний, торгующих сотовыми телефонами и контрактами, наконец-то начинает приносить им прибыль. Вчера крупнейший сотовый ритейлер страны – «Евросеть» сообщила, что во II квартале 2010 г. ее выручка по МСФО выросла по сравнению с показателем годичной давности на 15,7% (13,56 млрд руб.), а показатель EBITDA – почти вчетверо (1,61 млрд руб.). В прошлом году доходы снизились (на 29,7%), зато показатель EBITDA выправился с минуса на плюс. Розничный бизнес МТС – второй по числу салонов в России – существует всего полтора года и пока убыточен, а вот у сотового ритейлера № 3 – «Связного» динамика схожая с той, что у «Евросети»: выручка за январь-июнь 2010 г. прибавила 24%, а EBITDA за год в целом должна увеличиться на 30%. Пять-семь лет назад доходы сотовых ритейлеров ежегодно увеличивались в разы, а о прибыли речь не шла. Компании активно расширяли сети, открывая новые магазины, и лишь лелеяли надежду когда-нибудь окупить затраты. Именно это имел в виду основатель «Евросети» Евгений Чичваркин, высказавшись после очередного визита милиционеров о «людях, путающих прибыль с выручкой». Теперь все не так. Сети построились, затраты сокращаются, внедряются новые технологии продаж. Теперь выручка растет отнюдь не экспоненциально, зато бизнес стал приносить прибыль. И она даже растет.