Ульяновск обогнал всех

Развитию промышленности ПФО в первом полугодии помогли автомобилестроение и производство стройматериалов. Хотя строят меньше

Результаты первого полугодия показали, что докризисный уровень индекса промышленного производства превысили только два из 14 субъектов Приволжского федерального округа – Марий Эл и Мордовия.

«Республики показали рост индекса за счет высокой доли сельского хозяйства (в Марий Эл она 17,9% ВРП, а в целом по России – 6%), а также роста потребления газа, электроэнергии и воды, – говорит главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. – Эти субъекты относятся к так называемым «легким» регионам, которые кризис затронул в меньшей степени». В среднем темпе поднимались нефтяные регионы – Татарстан (26% ВРП) и Башкирия (12%), где индекс промпроизводства в прошлом году опускался меньше всего.

Тяжеловесы, где велика доля обрабатывающих производств, – Нижегородская (30% ВРП) и Самарская (32%) области – просели больше всего, поэтому достичь докризисных показателей им труднее, добавляет экономист.

Самый значительный рост индекса промпроизводства продемонстрировала Ульяновская область – плюс 34,2% по отношению к показателю первого полугодия 2009 г. (средний рост по России в годовом выражении – 10,2%). Индекс в обрабатывающих производствах в области вырос на 38,5%. Для сравнения: в Самарской области индекс в обрабатывающих отраслях прирос на 18,8%, а без учета производства автомобилей – всего на 6,5%. В Нижегородской – на 17,9%.

В Ульяновской области, по данным минэкономики за январь – май (данные за июнь не опубликованы), самый значительный подъем демонстрируют производства резиновых и пластмассовых изделий (плюс 86%), машин и оборудования (59,1%), а также транспортных средств (26,3%). 65% объемов автомобильной отрасли области делают УАЗ (группа Sollers), Ульяновский моторный завод (группа ГАЗ) и Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ, входит в «Объединенные автомобильные технологии»). За первые пять месяцев производство легковых автомобилей на УАЗе выросло в 1,7 раза, грузовых – вдвое. В полтора раза увеличил отгрузку автокомплектующих для тольяттинского «АвтоВАЗа» и ДААЗ, сообщает минэкономики области.

По словам министра экономики Ульяновской области Олега Асмуса, которого цитирует пресс-служба облправительства, оживлению «во многом способствовала реализация программы утилизации автомобилей». По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии дилеры УАЗа продали 18 686 автомобилей против 13 251 в прошлом году (плюс 41%). Из общего объема продаж, по данным пресс-службы Sollers, по программе утилизации УАЗ продал 2321 машину.

Программа утилизации положительно отразилась на автопроме в Самарской и Нижегородской областях. За полгода «АвтоВАЗ» увеличил продажи на 23% (220 774 против 179 870 в первом полугодии 2009 г.), ГАЗ – на 12% (30 009 против 26 865). Производство автомобилей на «АвтоВАЗе» в январе – мае выросло на 58%, на ГАЗе – на 45%.

По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), вклад программы утилизации в общепромышленный прирост производства в России оценивается в 0,5–0,6% прироста производства.

Достаточно быстрый прирост демонстрировало в первом полугодии и производство стройматериалов – плюс 4,4% в месяц, сообщает ЦМАКП. Средний индекс по России – 94,9%. Его превышает индекс в Самарской области: в производстве строительного кирпича он составил 98,8% от уровня января –июня прошлого года (в Нижегородской – 112,3%, в Ульяновской – 123,3%), в производстве сборных железобетонных конструкций – 102,2% (101,3% – в Нижегородской, 106,5% – в Ульяновской). Впрочем, объемы строительства в областях отстают даже от показателей прошлого года: в Ульяновской области индекс физического объема строительных работ составляет лишь 75% от прошлогоднего, в Самарской – 91,1%.