"Нужно выдерживать баланс между прозрачностью и эффективностью"

«Это будет сумасшедшая работа» – так премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер прокомментировал назначение Клауса Реглинга на пост гендиректора Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Хотя фамилия Реглинга и не на слуху, за свою продолжительную карьеру в международных финансах он заработал прозвище «специалист по ремонту»
Reuters

European Financial Stability Facility

Европейский фонд финансовой стабильности. Учрежден 16 странами – членами еврозоны для оказания антикризисной финансовой помощи ее участникам. У фонда будет возможность эмиссии долговых ценных бумаг общим объемом до 440 млрд евро. Зарегистрирован в Люксембурге, там же находится штаб-квартира.

Назначение гендиректора EFSF в июне прошло не особенно торжественно – Реглинг разочаровал инвесторов. Он весьма туманно обрисовал, как собирается решать актуальные экономические проблемы. Инвесторы ожидали услышать, что стабфонд завтра же готов оказать поддержку попавшей в беду европейской стране, будь то Португалия или Греция. «Два месяца – это очень долгий промежуток, можно включиться в работу! – кипятился Ричард Батти из Standard Life Investments. – Это стало проблемой всей Европы. Требуется слишком много времени для начала действий, а когда это происходит – уже поздно».

Пока что экономисты пеняют, что для организации, управляющей таким объемом государственных средств, EFSF слишком непрозрачен, и гадают, как же будет действовать Реглинг. Либо он напрямую станет давать займы правительствам стран, оказавшихся в тяжелой ситуации, либо займется выкупом их облигаций, либо учредит европейский банк плохих активов, либо одолжит денег непосредственно оказавшимся на грани кризиса банкам, пишет Economist. И напоминает, как 10 лет назад Реглинг обмолвился на одной из конференций по реформе МВФ, что прозрачность и эффективность – такие вещи, между которыми необходимо выдерживать баланс. В экстренном случае МВФ, объяснил Реглинг, должен иметь возможность действовать быстро, пусть даже его решения будут непонятны многим наблюдателям со стороны.

Реглинг родился в 1950 г. Окончил Гамбургский университет с дипломом бакалавра в области экономики, магистратуру Университета Регенсбурга. Молодой экономист устроился в МВФ. Поначалу он работал в программе молодых профессионалов, ведя исследовательскую работу. В основном Реглинг занимался африканскими странами. Через два года он уже был переведен на должность экономиста в исследовательский департамент МВФ, где участвовал в подготовке докладов World Economic Outlook.

В 1980 г. от глобального Реглинг переходит к локальному: становится экономистом департамента экономики ассоциации банкиров Германии. Но это только пауза в карьере. От банкиров Реглинг уходит прямо в министерство финансов Германии – экономистом департамента, отвечающего за работу с МВФ. А в 1985 г. круг замыкается. Реглинг снова работает в МВФ. Сначала в Вашингтоне, где проходит путь от экономиста до замначальника подразделения международных рынков капитала Африки и Азии. В 1989 г. Реглинг снова переезжает, на этот раз в Джакарту, официальным представителем МВФ.

В 1991 г. он возвращается в минфин Германии – в подразделение по взаимоотношениям с МВФ, а через пару лет становится замдиректора по международным монетарным и финансовым отношениям. Реглинг координирует взаимоотношения с Европейским валютным союзом, МВФ, ЕБРР, Мировым банком и даже участвует в подготовке встреч «большой семерки». В 1995 г. он стал директором по отношениям со странами Европы и международным финансовым отношениям, взяв на себя все вопросы внешней политики министерства финансов за исключением налоговых тем.

Именно в 1990-е Реглинг сделал себе имя. Он играл одну из ключевых ролей в подготовке страны к переходу на евро. В лекциях, посвященных 10-летию введения общеевропейской валюты, Реглинг утверждал, что введение евро 1 января 1999 г. стало определяющим моментом европейской истории. «Хотя экономика зоны евро меньше, чем экономика США, ВВП ЕС превосходит американский. А объем международной торговли стран ЕС и еврозоны больше, чем у любой другой страны, даже если исключить внутриевропейские торговые операции», – гордился Реглинг. Соглашаясь, что не все обстоит гладко (кризис показал, что введение евро не решило проблем торгового дисбаланса, нестабильности бюджетов отдельных стран и т. д.), Реглинг яростно отстаивал мысль, что евро переживет трудные времена. Он верит, что в зоне евро странам лучше, чем вне ее, – дескать, потому-то многие страны и хотят присоединиться к союзу.

Реглинг активно участвовал в разработке Пакта о стабильности и экономическом росте стран Евросоюза, подписанного в 1997 г. Именно он определил критерии, которых необходимо придерживаться в налоговой и бюджетной политике странам ЕС, в частности максимально допустимый размер дефицита бюджета и госдолга.

Поработав на государство, Реглинг попытался уйти в частный бизнес после того, как Гельмут Коль проиграл выборы. В 1999–2001 гг. он был управляющим директором лондонской Moore Capital Strategy Group. Но в 2001 г. снова вышел на международный уровень, став гендиректором Европейской комиссии по экономике и финансам. В 2005 г. Реглинг помог выровнять отношения между Еврокомиссией и Германией: совместно с тогдашним валютным комиссаром он встречался еще перед официальным вступлением в должность с канцлером Ангелой Меркель и ее министром финансов. Они договорились, как и когда Германия сможет снизить дефицит своего бюджета ниже границы в 3%. В Еврокомиссии он проработал до 2008 г. и в том же году стал советником канцлера Меркель по финансовым вопросам, занимаясь и проблемой дефицита.

«Он – грубый немец, полностью лишенный чувства юмора. Да, он крайне серьезный парень. И уж точно не прославится как глупец», – рассказал один из чиновников, работавших с Реглингом в Брюсселе, газете The Irish Times. В Брюсселе Реглинга знают как человека, говорящего резко и прямо, пишет Irish Examiner: «Его стиль можно назвать технократическим, он сторонник идеи свободного рынка, но замечает, что излишек свободы – это тоже беда. Коллеги из МВФ считают, что Реглинг склонен лечить экономические болезни, не обращая внимания на то, какую боль приносит применение лекарств».

Реглингу придется быть пожарным Европы, чтобы уберечь страны еврозоны от банкротства, пишет Frankfurter Allgemeine Zeutung. Решение создать фонд было принято в экстремальных условиях в начале мая на саммите ЕС, когда дефолт Греции был вполне реальным развитием событий. Структура фонда была утверждена 7 июня. Для того чтобы он приступил к работе, необходимо было заручиться одобрением парламентов 90% стран ЕС. Неожиданно против учреждения фонда высказалась Словакия.

«Доля Словакии в капитале фонда всего 1%, нельзя даже и думать, что 1% может остановить другие 99%», – излучал Реглинг оптимизм в интервью WSJ 13 июля. Уже через два дня правительство Словакии дало свое согласие на учреждение фонда, однако вносить свою долю капитала отказалось.

Объем стабилизационного фонда оценивается в 750 млрд евро: 60 млрд – кредиты Еврокомиссии, 440 млрд – гарантии государств ЕС и 250 млрд – от МВФ. Основной вклад в фонд делает Германия – 148 млрд евро.

Первой задачей Реглинга станет получение рейтингов AAA для фонда. «Как получить рейтинг ААА для евробондов – сейчас, правда, толком никто не знает. Но все же, может, Реглинг знает», – сделал еще одно признание Юнкер (по совместительству он возглавляет Еврогруппу – в нее входят министры финансов 16 стран еврозоны).

Интервью WSJ 13 июля стало первым программным выступлением для Реглинга. Если стабфонду будет присвоен высокий кредитный рейтинг, страны еврозоны смогут иметь доступ почти к 440 млрд евро, сказал он. В том, что рейтинги будут получены в августе, Реглинг уверен. В пользу этого говорят гарантии фонда по возврату выделяемых им средств в размере 120% и высокая обеспеченность кредитов, объяснил он.

Чтобы получить помощь, стране надо направить заявку в стабфонд. Но оценить ее должны будут МВФ, Европейская комиссия и Европейский центральный банк, на что потребуется около двух недель. Еще неделю займет согласование внутри МВФ и в Европейской комиссии, еще одна – составление отчета и принятие решения Еврогруппой. Таким образом, с момента подачи заявки до вынесения решения пройдет около четырех недель, резюмирует Реглинг.

По его словам, стабфонд не рассчитан на помощь нескольким странам одновременно: «Если за помощью обратятся сразу несколько стран, возможности фонда будут истощены». Однако в том, что приводить механизм фонда в действие придется, его руководитель сомневается. «Сейчас маловероятно, что деньги вообще понадобятся. Рынки восстанавливаются. Есть сигналы о росте доверия к Европе в Азии – вы наверняка видели отчеты, что Китай покупает испанские бонды. Так что самый вероятный сценарий таков, что нам не придется использовать EFSF», – заявил Реглинг. Это высказывание добавит уверенности скептикам, которые еще в июне утверждали, что Реглинг на новом месте практически ничего не будет делать, а получать за это 300 000 евро в год – такая работа редко встречается, писала Financial Times Deutсhland. У него появится больше времени для походов по столь любимым винным ресторанчикам, иронизировали журналисты.