Вектор


«Роснефть» не хочет помогать бюджету

На чужой беде

Корейская Samsung нашла хитроумный способ разрекламировать свой новый смартфон Galaxy S. Она пообещала через Twitter всем британским владельцам iPhone 4, недовольным техническим изъяном этой новинки Apple, бесплатно обменять ее на свой телефон. iPhone 4 появился на прилавках США и еще нескольких стран (включая Англию) 24 июня. Несмотря на успешные продажи, у модели быстро нашлись критики: они обнаружили, что, если если держать аппарат левой рукой, антенна хуже принимает сигнал. Гендиректору Apple Стиву Джобсу даже пришлось публично извиниться перед покупателями iPhone 4 и пообещать в ближайшее время исправить этот дефект. А Samsung Galaxy S – аппарат сопоставимого уровня, тоже с сенсорным дисплеем (правда, некоторые функции все же управляются механической кнопкой) и даже внешне, как нынче модно, напоминающий iPhone. Вот Samsung и сделала шаг навстречу «пострадавшим» пользователям конкурента. Прецедентов такого «маркетинга» еще, кажется, не было. Когда несколько лет назад в нескольких телефонах Nokia загорелись аккумуляторы, конкуренты не кинулись предлагать пострадавшим свои трубки; производители ноутбуков в свое время тоже не воспользовались проблемами Toshiba, часть компьютеров которой, как выяснилось, перегревалась. Тем интереснее, как отреагирует Apple.

Сбербанк вдогонку за почтой

Рынок денежных переводов в России, объем только трансграничных операций на котором измеряется миллиардами долларов, влечет операторов. Одна из ведущих мировых компаний на рынке переводов – Western Union, а одной из самых разветвленных сетей, приспособленной для отправки и приема переводов, в России обладает «Почта России». Эти организации еще в 2006 г. договорились о сотрудничестве. Причем внутренние переводы почта обслуживает самостоятельно, а внешние (на направлениях, где у нее нет партнеров) – с помощью Western Union.

И вот у тандема появился сопоставимый по силе конкурент в России. Сбербанк и MoneyGram подписали соглашение о предоставлении услуг международных денежных переводов. Внутри страны Сбербанк по-прежнему будет пользоваться собственной системой «Блиц» – тут ему нет смысла делиться комиссией. А вот за рубежом сможет воспользоваться партнерством с MoneyGram, основным конкурентом Western Union. И хотя сеть Сбербанка в России уступает сети почтовых отделений, активность клиентов крупнейшего банка страны может обеспечить новоявленному тандему трафик, превосходящий почту с Western Union.

Чтобы справиться с бюджетным дефицитом, российские власти хотят продать акции 10 крупнейших госкомпаний и банков, сохранив контроль за государством, – это может принести бюджету почти $30 млрд. Инициатива исходит от Минфина и уже нашла поддержку у премьера Владимира Путина. А вот сами компании идею не одобрили. По мнению вице-президента «Роснефти» Питера О’Браена, в нынешних условиях сократить долю в компании государству будет непросто: чтобы оценить перспективы подобных вложений, инвесторам необходима более прозрачная налоговая система. Продажа акций «Роснефти» целесообразна только после реформирования налогообложения нефтегазовой отрасли, считает О’Браен. Ждать приватизации госкомпании инвесторам в таком случае придется долго: о необходимости такой реформы для нефтегазовой отрасли власти говорят уже не первый год. Тот же Минфин предлагает заменить НДПИ и экспортные пошлины налогом на сверхдоходы – НДД. Впервые эта идея прозвучала еще в 2002 г., но разработать адекватную концепцию взамен существующего дифференцированного подхода к регионам и месторождениям у чиновников не получилось.

Подальше от спирта

Компания «Синергия» продала долю в Чугуновском спиртзаводе. Председатель правления «Синергии» Александр Мечетин покупателя не называет, но подтверждает, что имеет место именно продажа пакета, а не техническое перемещение активов внутри группы. Других комментариев по сделке он не дает. Второй крупнейший собственник спиртзавода – «Росспиртпром» (27,26% акций) в сделке не участвовал, свой пакет сохранил, отметил представитель госпредприятия. Человек, близкий к акционерам «Синергии», утверждает, что компания решила расстаться с активом, в котором нет экономического смысла: спирта на рынке достаточно и надобности держать собственный завод нет.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что сделку можно объяснить ужесточением госрегулирования алкогольного рынка, в частности, вступившими в силу с 1 марта 2010 г. новыми требованиями по полной переработке отходов спиртового производства – барды, что обойдется одному предприятию в несколько миллионов долларов. Возможно, «Синергия» посчитала это нерентабельным, предполагает Шапкин. А кроме того, ходят слухи о введении госмонополии на производство спирта, хотя правительство в марте и отклонило подобную инициативу. Теперь «Синергия» дистанцировалась от такого беспокойного хозяйства.