Сначала реформа

Пока не закончилась реформа железнодорожного транспорта, приватизировать РЖД не стоит, решили Минэкономразвития и Минфин. Эксперты и участники рынка с чиновниками согласны
Железные дороги еще минимум три года останутся в 100%-ной собственности государства/ С. Портер

«Российские железные дороги»

железнодорожная монополия. акционеры – росимущество (100%). финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 1 трлн руб., чистая прибыль – 14,4 млрд руб.

Минэкономразвития и Минфин согласовали перечень из 11 компаний, которые могут быть приватизированы в 2011–2013 гг. (см. врез), заявил глава департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. Из первоначального варианта списка была исключена РЖД – прежде нужно завершить реформу железнодорожного транспорта, отметил чиновник. Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил.

Минфин предлагал включить 25% минус 1 акция РЖД в список приватизируемых активов. Список еще будет уточняться, так что Минфин сможет предложить продать пакет РЖД правительству снова, говорит сотрудник аппарата Белого дома.

Представитель РЖД решение чиновников комментировать не стал. Но еще в июне президент РЖД Владимир Якунин говорил, что не стоит проводить IPO монополии до окончания реформы. Суть реформы заключалась в том, чтобы сделать рынок железнодорожных услуг конкурентным, у самой РЖД в итоге должна была остаться только инфраструктура. РЖД создала Первую грузовую компанию (ПГК) и скоро создаст Вторую (ВГК), которым передаст практически весь свой подвижной состав. Частные акционеры в ПГК могут появиться в мае 2011 г. Компания может разместить на Лондонской бирже 15–25% акций, а после этого провести частное размещение, говорил гендиректор компании Салман Бабаев. Интерес к бумагам ПГК уже проявляли Globaltrans и Независимая транспортная компания Владимира Лисина.

Еще один незавершенный этап – выделение из инфраструктурной составляющей тарифа услуг по локомотивной тяге. Но резко против этого РЖД.

Когда реформа только задумывалась, предполагалось, что РЖД будет приватизирована лишь после всех своих «дочек». А это в любом случае будет возможно только после 2013 г. – реформа РЖД давно выбивается из графика, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Так что, похоже, исключение РЖД из перечня приватизируемых активов – это «технический момент», не стоит предлагать акции РЖД до окончания реформы.

До конца реформы еще далеко: из намеченного выполнено около 40%, соглашается гендиректор «Балттранссервиса» Владимир Прокофьев. Пока, по его мнению, рано продавать даже «дочек» РЖД. Приватизация же самой монополии как инфраструктурной компании тоже спорный момент – мировой опыт таких сделок оказался неудачным, говорит гендиректор «Балттранссервиса»: «Так что продавать пока нечего».