Вектор


Заговаривает цены

Ульяновский губернатор Сергей Морозов обратился к руководителям продуктовых сетевых компаний с призывом не поддаваться слухам о резком скачке продовольственных цен, вызванном засухой, и сохранить существующий уровень цен на социально значимые продукты питания, сообщает агентство «Прайм-ТАСС». Руководители торговых компаний, продолжает агентство, заверили губернатора, что цены повышать не планируют. И это на фоне едва ли не панических настроений, которые в последнее время можно наблюдать в некоторых регионах: из-за засухи в Поволжье и Центральной России, погубившей урожай, по оценкам Минсельхоза, примерно на 20% всех посевных площадей в стране, федеральные сети уже заметили рост продаж, например, муки. А производители хлеба и молочных продуктов признаются, что вынуждены будут поднять цены из-за увеличившихся издержек. Интересно, что ответят губернатору представители торговли, когда поднять цены на хлеб и молоко решат их поставщики.

Ипотека растет

Ипотечное кредитование станет основным механизмом получения жилья и «стратегическая цель – это обеспечение доступности ипотечного кредитования для 60% граждан страны», заявил вице-премьер Александр Жуков на совете по нацпроектам. Однако оживление в розничном кредитовании пока не сильно отразилось на ипотеке. Сейчас кредитуют в основном госбанки. Существенное сжатие рынка жилищного кредитования в 2009 г. привело к его концентрации у нескольких игроков (Сбербанк, «ВТБ 24», Газпромбанк), отмечают эксперты «ВТБ 24». И ситуация пока не меняется. Во II квартале 2010 г. доля жилищного кредитования на рынке кредитования физических лиц сжимается. Говорить о ближайших перспективах восстановления рынка до докризисного уровня рано: даже оптимистичные прогнозы выдачи – это около 50–60% от показателей 2008 г., говорится в обзоре госбанка. Да и докризисный уровень процентных ставок по жилищным кредитам еще не достигнут.

К тому же ипотечные кредиты как долгосрочные активы не имеют привлекательности у потенциальных покупателей. На рынке рефинансирования функционирует только государственое Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Целевое фондирование жилищного кредитования за счет средств Пенсионного фонда с привлечением ВЭБа не даст в ближайшей перспективе эффекта, предупреждают в «ВТБ 24». Так что от государства потребуются более решительные меры.

Инновации для «АвтоВАЗа»

Совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил создание программы инновационного развития, которая предполагает увеличение расходов на исследовательские работы и модернизацию технологий, сообщила компания. Увеличение затрат на НИОКР заложено в бизнес-план компании до 2020 г., одобренный в марте этого года. Затраты на эти цели через 10 лет должны удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и достичь 2,8% выручки компании. Не очень понятно, правда, на что они пойдут – большая часть моделей, которые «АвтоВАЗ» будет выпускать в 2020 г., будут выполнены на платформе Renault, а ведь именно на разработку платформы в основном и тратятся автопроизводители. Из собственных же разработок у «АвтоВАЗа», согласно его бизнес-плану, останутся бюджетный автомобиль, новая Priora, Lada 4 x 4 и, возможно, автомобиль C-класса. При этом автозавод еще и намерен избавиться от функций разработки комплектующих по образцу иностранных автопроизводителей. На что же пойдут увеличенные бюджеты на НИОКР? Похоже, на перелицовку западных моделей и адаптацию их к российским условиям. Но, возможно, благодаря этому через несколько лет «АвтоВАЗ» научится делать это хорошо.

Спорное место

Российская столица по цене парковки скатилась с докризисного 14-го места на 42-е, свидетельствуют данные консалтинговой компании Colliers International. Вряд ли корректно сравнивать цены в российской и других европейских столицах: московские автовладельцы по-прежнему предпочитают бросать машины на дорогах и во дворах, на большинстве центральных улиц столицы платных парковок просто нет. Подземное или крытое парковочное место в деловом центре Москвы обойдется в $267,3 в месяц (подробнее см. статью на стр. 11). Но даже при таких ценах мест катастрофически не хватает – и не только в центре, но и в спальных районах: по самым оптимистичным расчетам, на более чем 3 млн автомобилей в столице приходится всего около 1 млн парковочных мест (и это учитывая неорганизованные стоянки). И вряд ли ситуация в ближайшие годы кардинально улучшится: в этом году автопроизводители и дилеры ждут хоть и не докризисного, но все же роста продаж. И некоторые из покупателей этих авто наверняка даже и не против платить за парковочные места больше – было бы где припарковаться.