Сборная по кунг-фу и черному исламу выступила в Москве

В Москве побывала американская сборная по хип-хопу – Wu Tang Clan. Команде, в которой каждый участник сам по себе звезда жанра, удалось в разгар отпускного сезона заполнить до краев один из самых больших столичных клубов – Arena Moscow

Ву! Ву!» – скандировало несколько тысяч человек, собравшихся в ангаре на углу Беговой и Ленинградки. Появление на сцене чернокожей банды было встречено лесом поднятых вверх ладоней, сцепленных большими пальцами, – символа группы, стилизованной буквы W. Можно сказать, что это был концерт с самой мощной, многолетней промокампанией: многие участники WTC уже побывали в Москве по отдельности.

Wu Tang Clan – удивительный случай, когда субкультурные герои добиваются всемирного успеха, не сделав ни единого компромиссного шага в сторону масскульта – в отличие от коллег по разговорному цеху: за время их карьеры белый рэппер Eminem сумел превратиться в звезду MTV, 50 Cent – помешаться на деньгах и стать иконой черного гламура, Канье Уэст – превратиться в хип-хоп артиста для школьниц. Наши герои, объединившиеся в начале 90-х, с каждым годом лишь понемногу прибавляли в артистическом весе, густо замешивая свои злые читки на обширных сэмплах из гонконгских боевиков. И в итоге вместо быстрой славы приобрели долгоиграющий авторитет.

Возможно, причина – в сочетании жесткой идеологической дисциплины внутри WTC с полнейшей творческой свободой: сообщество объединило амбициозных артистов, каждый из которых имел право работать сольно и отпускать любые замечания по поводу совместного творчества. Собственно, группой они никогда не были, а в какой-то момент границы клана расширились до неопределенности – к сообществу одновременно могли примыкать как вполне приличный Баста Раймс, так и артисты, едва успевавшие дать один концерт между ходками в тюрьму.

Ну а сейчас они все вместе двигались, подтанцовывали, кричали, поливали зрителей водой. Было зачастую невозможно определить, где RZA заканчивал обращаться к залу и начинал читать, где заканчивался отрепетированный номер и начинался виртуозный словесный фристайл. Композиции шли с минимальными перерывами и резко обрывались сэмплами со звуками пальбы. Традиционная для поп- и рок-музыки модель, когда музыкант скармливает публике живые версии треков и получает за это разной громкости благодарность, была смята – заряженные слова летели в зал и возвращались на сцену по десять раз в минуту, знакомые тексты обыгрывались на ходу. Зал с удовольствием откликался на разнообразные кричалки и читал хиты Shame on a Nigger и Wu Tang Clan is Nothing to Fuck with вместе с исполнителями. Те два раза вышли на бис – а потом еще разок, пообщаться. И еще раз.

Расхожая мысль о том, что хип-хоп – это новый рок-н-ролл, родовая среда новой сценической энергетики, придуманная в наше время чернокожими, так же как в свое время блюз, – получила подтверждение дважды. С появлением группы на сцене поклонники снесли ограждение между танцевальным партером и расположенной прямо у сцены фан-зоной: так в свое время подавалась вперед толпа на песнях Rolling Stones и Jefferson Airplane. После концерта громко скандирующая публика высыпала на улицу, ненадолго перекрыв движение по 2-му Боткинскому проезду. Никто не пострадал.