Вектор


Дискуссия о том, нужно ли абонентам сотовых компаний предоставлять выбор из нескольких сетей для звонков в другие города и за рубеж, вышла на уровень премьера Владимира Путина. Минэкономразвития представило ему доклад, в котором высказалось в пользу такого выбора (см. статью на стр. 12). Люди, пользующиеся стационарными телефонами, могут звонить через сети разных операторов, набирая префикс того, чей тариф привлекательнее. Кстати, выбрать можно и префикс сотовой сети. Почему же человек, совершающий дальний звонок с мобильного телефона, должен быть привязан к своему сотовому оператору и не вправе воспользоваться, например, сетью «Ростелекома» или МТТ? Сотовые компании отвечают, что через них звонить все равно выгоднее: мол, и выбирать нечего. Даже если это и так (а это не всегда так), логика все равно ущербная: сегодня их тарифы одни, а завтра – другие. Причем понятно, какими они будут в отсутствие конкуренции. Еще один довод «в пользу» сотовых компаний – который сами они почему-то не приводят: никто же не заставляет человека звонить за рубеж или в другой город по сотовому телефону. У большинства есть и проводной аппарат. Но и этот довод не самый сильный: мобильник всегда с собой в отличие от проводного телефона и иногда звонить с сотового телефона просто удобнее. А уж ссылки сотовых компаний на то, что закон не обязывает их предлагать абонентам выбор, и вовсе несостоятельны. Закон подправить можно. И похоже, нужно.

Акция в защиту промоакций

Cодружество «Русбренд», объединяющее крупных производителей, написало московскому мэру Юрию Лужкову письмо с просьбой не поддерживать разработанный городским комитетом по рекламе документ о введении платы за промоакции. В проекте, опубликованном на сайте комитета, предлагается брать по 200–300 руб. за каждый контакт рекламодателя с потребителем (т. е. за каждую выданную листовку либо, скажем, за каждого участника пивного фестиваля), а кроме того – в обязательном порядке согласовывать все акции с властями не менее чем за 10 дней до проведения. Зафиксированные в постановлении условия являются избыточной административной и фискальной нагрузкой, что в итоге может привести к подорожанию товаров, предупреждает «Русбренд». Стоимость промоакций вырастет минимум в 10 раз, объясняется в обращении. При этом, говорят в компаниях, право властей брать деньги за использование городской территории никто не оспаривает, бизнесмены всего лишь просят ввести более разумную схему оплаты.

С нефтью проще

Россия больше не думает о вводе экспортных пошлин на газ для Белоруссии. Во всяком случае, такого пункта нет в новых предложениях Минфина по росту доходов бюджета на 2011–2013 гг. (на прошлой неделе их рассматривало правительство, копия есть у «Ведомостей»). Хотя еще месяц назад тот же Минфин указывал, что введение пошлины будет приносить казне более 40 млрд руб. в год. А чиновники Белого дома отмечали: это страховка – на случай, если не заработает единое таможенное пространство. Зато теперь у России есть планы оставить пошлину на часть нефти и нефтепродуктов для партнеров по Таможенному союзу – Белоруссии и Казахстана – вплоть до 2013 г. И это должно принести почти втрое больше доходов. Еще один явный плюс: конфликт из-за российского газа (если такой будет с Белоруссией, а она на это намекала) выльется в куда больший скандал с Европой, чем из-за нефти. Слишком зависит пока Восточная Европа от поставок «Газпрома», с нефтью выходит и прибыльнее, и явно проще.

Простой выбор

Жара сушит прибыли

«АвтоВАЗ», и так не справляющийся с удовлетворением возникшего после запуска программы утилизации спроса на свои машины, в минувшую пятницу был вынужден объявить об остановке конвейера до конца этой недели. Причина – аномально высокая температура: по прогнозам синоптиков, на неделе воздух в Тольятти может прогреться до 45 градусов, а при такой температуре заводу не удается поддерживать нормальную климатическую обстановку в цехах, объясняет компания. О приостановке производства на две недели по той же причине в прошлый понедельник заявила и группа ГАЗ. Хотя, как уверяет представитель компании, на сборочном конвейере довольно прохладно, руководство предприятия решило дать рабочим отпуск, поскольку температура в городе слишком высока. Руководству автогигантов вряд ли хочется объявлять вынужденный простой, когда рынок диктует увеличение объемов производства. Но это и еще один стимул для топ-менеджеров российских автозаводов серьезно заняться модернизацией производства в широком смысле. Ведь неспособность бороться с нынешней жарой снижает доходы предприятий, чего могло бы и не быть, если бы цеха были должным образом подготовлены к климатическим катаклизмам.