Инвестиция двойного действия

Deutsche Bank предлагал продукт, который одним клиентам позволял заработать на росте рынка, а другим – на падении. Goldman Sachs такая практика обошлась в $550 млн

Во время жилищного бума Deutsche Bank финансировал ипотечного брокера subprime NovaStar (штат Миссури). 20 февраля 2007 г. он сообщил о первом квартальном убытке. В тот же день старший трейдер Deutsche Bank Грегг Липпманн получил письмо от управляющего хедж-фондом Morgan Stanley Стива Айсмана. «Это как чума», – характеризовал ситуацию с NovaStar Айсман. «Надо набраться смелости и начать короткие продажи – эти бонды будут еще дешеветь», – ответил ему Липпманн.

Сам Deutsche Bank продолжал продавать структурные инструменты: 21 февраля M&T Bank купил у него CDO на сумму $82 млн. «Активы, на которые выпущены CDO, должны выдержать неблагоприятные условия», – уверял представитель банка, говорится в иске M&T Bank к Deutsche Bank. В конце 2007 г. M&T Bank списал стоимость инвестиции до $1,9 млн. В 2007 г. Deutsche Bank разместил $42 млрд CDO по сравнению с $25 млрд Goldman Sachs (данные Thomson Reuters). Между тем аналитики Deutsche Bank еще в июне 2006 г. советовали инвесторам сократить вложения в subprime.

Для консервативных инвесторов (банков и страховых компаний) Deutsche Bank размещал CDO на ипотечные инструменты, а также CDO на деривативы, которые служили страховкой по этим бондам. Консервативные инвесторы играли на рост жилищного рынка.

Для хедж-фондов, готовых играть на понижение, в 2005–2006 гг. Deutsche Bank создал продукты под названием START. Выбирать инструменты для «медвежьих» продуктов помогал Paulson & Co. – хедж-фонд, который участвовал в аналогичных сделках с Goldman Sachs. В июле Goldman согласился заплатить $550 млн, чтобы урегулировать претензии SEC, которая обвинила его в том, что он не сообщил инвесторам о планах Paulson. По сделкам START Deutsche Bank также продавал инвесторам страховку, а сам покупал страховку у AIG (по ней потом Deutsche Bank получил $800 млн).

«Одни клиенты хотели увеличить вложения в рынок недвижимости, другие – сократить, – говорит представитель Deutsche Bank. – Мы обслуживали клиентов независимо от их инвестиционных планов, но только удостоверившись, что они принимали обдуманные решения».

SEC, минюст США и комиссия конгресса по расследованию причин кризиса изучают подобные сделки нескольких банков. Deutsche Bank сообщал, что сотрудничает в этом с властями, но ему не известно, чтобы в отношении его было начато расследование.