Незаменимые моторы

Российским вертолетам летать на украинских двигателях еще не меньше двух лет. Все попытки создать отечественный мотор провалились, теперь за это взялся авиадвигателестроительный холдинг ОДК. Проект потребует около 6 млрд руб.

Вячеслав Богуслаев: КМПО соберет двигатель для авиации впервые за несколько лет. Председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев о проекте с Казанским моторостроительным объединением и связях с Россией:

«Семь лет назад мы вместе с ОАО «Климов» начали делать новый вертолетный двигатель ВК-800, но он не пошел. Такой двигатель нужен для вертолета «Ансат». Для Минобороны России использование американского двигателя PW206 не годится. А что касается экспортных поставок этого вертолета, то в страны, где на рынке уже господствуют американские компании, они его не пустят, пользуясь тем, что двигатель их. Те, кому американцы технику не продают, напротив, не хотят покупать машину с американским мотором. Мы создали новый двигатель для «Ансата» – МС-500В, передаем интеллектуальную собственность и конструкторскую документацию для КМПО бесплатно. КМПО за последние два года не произвело ни одного авиадвигателя и выпускает только газоперекачивающие установки для «Газпрома», которому принадлежит 60% акций завода. 3 августа на заводе закончилась сборка первого МС-500В, он будет показан на выставке в Казани 10 августа. Но этот проект сталкивается с бешеным сопротивлением в России. ОДК договаривается с французской Turbomeca об импорте готовых двигателей, мы же предлагаем создавать СП по их сборке. Сопротивление оказывается и другим проектам. ОАК не будет собирать в Воронеже самолеты Ан-158 [удлиненную версию Ан-148 с двигателями Д-436-148 производства «Мотор Сич»], а российским авиакомпаниям, по нашей информации, запретят покупать Ан-158, собранные в Киеве. Препятствия проекту Ан-148 приведут к потере десятков тысяч рабочих мест на десятках заводов. Думаю, что это предмет переговоров на заседаниях комиссии премьеров России и Украины».

Рост производства вертолетов Ми-8/17, возобновление заказов МЧС и Минобороны на тяжелые Ми-26, заказы на новые боевые вертолеты армейской авиации Ми-35, Ми-28 и ожидаемые закупки Ка-52 и Ка-27М для четырех вертолетоносцев Mistral означают и растущий спрос на моторы для них. Одновременно с новым вертолетом заказчик покупает и запасные двигатели. Обычно, по словам источника в «Ростехнологиях», на два новых вертолета помимо четырех штатных моторов покупается один-два запасных. Для всех этих вертолетов двигатели типа ТВ3-117 (и Д-136 для Ми-26) производятся в украинском Запорожье на заводе «Мотор Сич». С момента начала выпуска двигателей ТВ3-117 в начале 70-х всего было произведено более 26 000 моторов этого типа. Как сообщил «Ведомостям» председатель совета директоров «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, в этом году предприятие выпустит 560–570 моторов этого типа, а в 2011 г. ставится задача – 700 моторов. Стоимость одного мотора при продаже его в Россию, по словам менеджера предприятия, превышает $500 000.

Практически все серийно производящиеся в России вертолеты, за исключением малосерийных Ми-26 и «Ансата», оснащаются или моторами «Мотор Сич», или собираемыми в России на ОАО «Климов» с использованием запорожских машинокомплектов двигателями ВК-2500, которые являются модификацией ТВ3-117, говорит менеджер одного из предприятий вертолетной промышленности. При этом еще в 2005 г. было принято совместное решение ВВС и предприятий вертолетной и авиадвигательной промышленности по развертыванию полномасштабного, а не сборочного производства точно такого же мотора в России на московском заводе имени Чернышева с 2007 г. Конструкторской документацией на этот мотор обладает ОАО «Климов».

В 2007 г. чиновники обсуждали возможность организации такого производства на «Климове», а в 2008 г. созданный незадолго до этого государственный авиадвигателестроительный холдинг ОДК («дочка» «Оборонпрома» и «внучка» «Ростехнологий») решил развернуть это производство на Уфимском моторостроительном предприятии, вспоминает менеджер одного из предприятий «Ростехнологий». Однако по сию пору не ясно, когда это произойдет, и проект даже не успел еще получить бюджетного финансирования. В этих условиях, полагает менеджер предприятия «Ростехнологий» и с ним согласен чиновник Минобороны, альтернативы запорожским двигателям не будет еще долгие годы, при этом Минобороны планирует до 2020 г. купить не менее 900 вертолетов, оснащаемых такими моторами.

По словам представителя «Оборонпрома» Ильи Якушева, до создания ОДК было много разных проектов по производству вертолетных двигателей в России, но все они проваливались: отдельные предприятия никак не могли договориться о конечной конфигурации проекта.

После формирования ОДК (в сентябре 2009 г.) было принято решение о запуске проекта российских вертолетных двигателей, в котором будут участвовать и «Климов», и завод имени Чернышева, и Уфимское моторостроительное производственное объединение. Ожидается, что производство двигателей ТВ3-117/ВК-2500 начнется к 2013 г. и полностью удовлетворит внутренние потребности отрасли. Программа оценивается почти в 6 млрд руб. собственных и бюджетных средств. В нее также вписывается проект создания конструкторско-производственного комплекса на «Климове», который оценивается в 4 млрд руб. собственных и заемных средств.

Пока ни один проект в авиационной промышленности не доведен до логического конца – серийного производства нового продукта – и за эти годы в России не появилось ни одного нового завода, производящего новую продукцию для авиапрома, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Поэтому эксперты смело прогнозируют, что и в ближайшие годы двигатели для основных типов российских боевых и транспортных вертолетов по-прежнему будут от «Мотор Сич».