Приятное и в меру буржуазное современное искусство

Две выставки из французской региональной коллекции показывают приятное и в меру буржуазное современное искусство
С.Николаев

Вторая часть франко-русского выставочного проекта (о первой – выставке «После живописи» – «Ведомости» писали 6 августа), основанного на собрании Регионального фонда современного искусства Бретани, разместилась в двух залах «Винзавода». Но с первой, находящейся в ГЦСИ, разлучена напрасно.

Развитие заданных кураторами тем состоялось весьма формально, и – будем честны – смотрятся все три выставки как демонстрация вещей из достойного собрания. Особенно приятно, что вещи эти красиво представлены. Так, что три железяки Мирослава Балки, соотнесенные с ростом автора (он все собой меряет), смотрятся торжественно, будто мраморы.

Напряжение, тревогу и значительность внушает «Архив» классика Кристиана Болтански – на ряды фотографий детей направлены казенные светильники, под ними – ржавые железные ящички.

Самый яркий и запоминающийся экспонат выставки – монументальный «Бюстгальтер» Вито Аккончи. Крепкое сочинение из арматуры и гипса с подсветкой и аудиодорожкой. Каждая часть-чашка может служить гамаком или маленьким домиком. Надо сказать, что хоть Аккончи и страшный дразнила, но в его скульптуре больше конструктивной привлекательности, чем юмора. То и смешно.

Плюс к этим работам – маленький зеленый фонтанчик в виде крошки-Фантомаса с дырочками Фабриса Ибера. Четыре работы с «Испытания реальности» в цехе белого вина «Винзавода» остаются в памяти, достаточно для хорошей выставки.

В цехе красного вина демонстрируют работы русских и французских художников. Наши в основном известны. И «Зарницы» Виктора Алимпиева, и «Русский музей» Ольги Чернышевой до сих пор остаются очень хорошим видео.

Третье не оставляющее равнодушным на выставке «В настоящем» видео – Николы Флока. На стоящего в белом на белом перформансиста сверху падает темная жидкость, он ее с себя артистично стряхивает. Как ни хочется думать о хорошем, но льется на Флока дерьмо, а не краска. И в этой элегантной пародии на Джексона Поллока читается еще и метафора современного искусства, из отходов жизнедеятельности создающего нечто осмысленное и иногда прекрасное.