Татарстан приоткрыл небо

Международный аэропорт «Казань» (МАК) отстает по объему пассажиропотока от ближайших конкурентов в Поволжье. Там долгое время безраздельно властвовала авиакомпания «Татарстан». В последние годы компаний прибавилось, и аэропорт рассчитывает увеличить перевозки более чем в полтора раза

Московское направление обеспечивает до 40% выручки перевозчика, объясняет представитель «Татарстана». Кроме того, пассажиропоток на этих рейсах традиционно растет. К примеру, по итогам января – апреля он подскочил на 38,3%, говорится в релизе МАК. Не удивительно, что борьба за него жесткая. Сейчас здесь работает пять авиакомпаний («Татарстан», Utair, «Сибирь», «Трансаэро», «Авианова»). А с 1 сентября начнет регулярные полеты «Аэрофлот – российские авиалинии» на А319, говорится в официальном сообщении авиакомпании. «Приход «Аэрофлота» откроет татарстанцам небо над Европой», – считает Хаким.

Казанский аэропорт обслужил в 2009 г. 675 700 пассажиров (данные годового отчета) – примерно вдвое меньше, чем самарский и уфимский аэропорты. По данным Транспортной клиринговой палаты, за прошлый год международный самарский аэропорт «Курумоч» отчитался об 1,26 млн перевезенных пассажиров, башкирская «Уфа» – об 1,18 млн, оба вошли в рейтинг 12 крупнейших отечественных аэропортов-миллионников – 10-е и 11-е место соответственно. Казанский аэропорт тоже собирается попасть в пул: генеральный директор МАК Алексей Старостин планирует перевезти 1 млн человек уже в этом году.

Поволжские аэропорты работают в регионах высокой деловой активности, что обычно ведет к росту пассажиропотока, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Если судить по показателям валового регионального продукта за 2009 г. (у Татарстана – 878,8 млрд руб., у Самарской области – 540,4 млрд руб., у Башкирии – 709,6 млрд руб. – «Ведомости»), МАК должен быть лидером среди них, а происходит наоборот, удивляется он.

«У МАК был низкий старт в 2000-х гг. – 300 000 пассажиров в год, тогда как Самара и Уфа начинали с 700 000 пассажиров. Но если те звали к себе перевозчиков, то Казань – наоборот», – говорит генеральный директор татарстанской авиакомпании «Тулпар» Азат Хаким.

По данным Минтранса, в 2004 г. в казанском аэропорту работало 10 российских и иностранных авиакомпаний, с этого года их, по словам генерального директора МАК Алексея Старостина, 24, однако в расписании значится пока только 16. Из «Курумоча» же летают 28 авиаперевозчиков, а «Уфа» и вовсе поставила рекорд – там 40 авиакомпаний.

В Казани приоритет долго оставался у «домашней» авиакомпании «Татарстан». Один из профильных республиканских чиновников не скрывает: МАК проводил «закрытую политику», отсюда и отставание от конкурентов в пассажироперевозках. Однако генеральный директор компании AVT (крупнейший продавец авиабилетов, ее партнерами являются более 100 авиакомпаний страны и мира) Азамат Сабиров считает, что в 2000-х гг. правительство РТ «ставило интересы АК «Татарстан» выше интересов аэропорта». Обе компании государственные, минземимущество РТ – единственный их акционер.

«Пользуясь административным ресурсом, АК «Татарстан» препятствовала приходу других перевозчиков, а если ты один на линии, то можешь устанавливать любые цены», – говорит Сабиров. По его словам, в начале «нулевых» цены на авиабилеты у «Татарстана» были на 10–15% выше, чем у остальных перевозчиков, а на московском направлении – вдвое, до 7000 руб.

«Приход каждого нового перевозчика сбивает цены на 10–15%», – говорит Сабиров. Сейчас из Казани в Москву летает пять авиакомпаний, и картина изменилась, продолжает он. По данным AVT, на 15 августа цена билета на рейс «Трансаэро» из Казани в Москву была 3150 руб., из «Курумоча» та же «Трансаэро» везет за 4157 руб., а S7 из Уфы в Москву – за 4244 руб. При этом время в полете одинаковое – 1 ч. 30 мин. В Санкт-Петербурга из каждого аэропорта летают по две авиакомпании, поэтому разница заметнее. Дешевле всего лететь рейсом «Ак барс аэро» – 5525 руб., АК «Татарстан» берет 6300 руб. (данные на 17 и 18 августа соответственно). А вот на южном направлении «Татарстан» пока единственный перевозчик, в результате самый дешевый билет из Казани до Сочи стоит 7100 руб.; для сравнения: «Ютэйр» перевозит из Тюмени в Краснодар и обратно за 9590 руб., рассказывает Сабиров. И это при том, что время полета у «Ютэйр» на этом маршруте в полтора больше, чем у «Татарстана» (3 часа 20 минут против 2 часов 10 минут).

Старостин собирается «оптимизировать аэропорт как удобный пункта пересадки для транзитных пассажиров». «Сейчас пассажиры прямого транзита составляют крайне малую часть, по итогам 2009 г. – не больше 2% от общего количества пассажиров, но аэропорт уже ведет работу по стыковке рейсов авиакомпаний», – сказал он. По его словам, в ближайших планах открыть регулярные рейсы в Хельсинки, Бишкек, а также полеты в Испанию, Грецию, Болгарию и Таиланд. А в перспективе на пять лет – «привлечь авиакомпании дальнего зарубежья» для открытия новых рейсов по направлениям: Лондон, Ганновер, Хельсинки, Вена, Осло, Варшава. Также, добавляет Старостин, аэропорт занимается организацией новых рейсов и увеличением частотности уже существующих по России и СНГ.

Последняя новость – у МАК появился инвестор: болгарская «Химипорт» вложит в развитие аэропорта $50 млн (подробнее см. стр. 15).

МАК старался ежегодно зарабатывать прибыль не менее 2 млн руб., ее явно не хватало. «В последние четыре года правительство РТ оказывало аэропорту существенную поддержку – около 500 млн руб.», – рассказал чиновник республиканского правительства.

«Курумоч» получил по итогам 2009 г. чистую прибыль в 58,17 млн руб. при выручке в 789,9 млн руб, «Уфа» – 2,3 млн руб. при выручке 1,6 млрд руб., «Казань» – 2,1 млн при выручке 516,1 млн руб.