Взгляд изнутри: До следующего Фарнборо


Присутствие отечественной авиации на авиасалоне в Фарнборо ведет свою историю с 1984 г. и имеет богатые традиции. Именно на этом авиасалоне в Британии был впервые показан до того секретный истребитель четвертого поколения МиГ-29 и многие другие прекрасные летательные аппараты, сделанные в нашей стране и вызывающие законную гордость. Однако на прошедшей в середине июля очередной выставке достижений мировой авиации в Фарнборо присутствовал лишь один российский натурный самолет – авиалайнер Superjet, и это создавало совсем другие ощущения. Видно, что за прошедшие 25 лет мы сильно сдали свои позиции и надежды на наше достойное вхождение в мировой рынок не оправдались. Это особенно остро чувствовалось на фоне показанных там новейшего лайнера Boeing 787 Dreamliner или огромного эрбасовского А380, а также просто моря беспилотных летательных аппаратов, которые сейчас не производит только ленивый, нам же при этом показать нечего. По экспозиции было видно, что мало кто из отечественных производителей озабочен тем, чтобы остаться на этом рынке или прорваться на него, отсутствовали даже образцы ранее разработанных, но модернизированных машин. Если мы не сделаем выводы, что мы как производители авиатехники прижаты к стенке и отступать нам некуда, эта выставка будет одной из последних, где Россия что-то представляла.

Но не в нашем национальном характере сдаваться во внешне безнадежной ситуации, и внутреннего ощущения, что это конец, не было. Это показали и наши разговоры с западными партнерами: скажем, наши прожекторы для вертолетов могут стать конкурентами немногочисленным ведущим западным производителям и могут устанавливаться на машинах основных западных производителей винтокрылых машин. Да и в создании несомненной звезды прошедшего Фарнборо есть и наша частичка – кнопки, производимые нашей дочерней компанией в США, не говоря о титановых деталях из Верхней Салды и инженерном мастерстве российских авиаконструкторов, работавших над этим самолетом. Да, мы близки к точке невозврата. Но это должно придать российской авиаиндустрии импульс подняться и вернуться на следующий Фарнборо не просто в качестве продолжателя нашего великого авиационного наследия, а в качестве страны, компании которой предлагают современные продукты и технологии, которые мы реально можем развивать. Ощущение, что мы обязаны прорваться, меня не покидало, и я верю, что мы можем показать себя на следующем Фарнборо лучше, чем сейчас.