Азиатская демократия

Объявлены выборы в парламент Киргизии. Явного фаворита пока нет, говорят политики и эксперты и опасаются, что создание парламентской республики чревато новыми кризисами

Парламентские выборы указом президента Розы Отунбаевой назначены на 10 октября. В течение пяти дней партии (зарегистрировано более 140) должны уведомить Центризбирком о желании баллотироваться. Преодолеть 5%-ный барьер могут 4–5 партий, прогнозирует Темир Сариев, лидер демократической партии «Акшумкар», недавно покинувший пост министра финансов для участия в выборах.

Помимо «Акшумкар» временное правительство Отунбаевой поддерживали социалистическая партия «Ата Мекен» и Социал-демократическая партия, депутатом от которой была Отунбаева. Конкуренцию им составит центристская «Ар Намыс» экс-премьера Феликса Кулова и «Ата-Журт», говорит Сариев. Лидер «Ата Мекен» Омурбек Текебаев считает «Ата-Журт» вторым эшелоном команды свергнутого в апреле президента Курманбека Бакиева. Сторонники Бакиева группируются и вокруг партии «Республика», констатирует Сариев. Сама Отунбаева отказывается поддерживать какую-либо партию.

По конституции, принятой на референдуме 27 июня, ни одна партия не может занять более 65 мест в 120-местном парламенте, набравшая большинство мест партия получает право сформировать правительство.

Задача «Акшумкар» – победить на выборах, но в случае необходимости партия может войти в состав коалиции, говорит Сариев. Кампания будет жесткой и грязной, а ее исход сложно прогнозировать, сказал спецпосланник ООН Мирослав Енчав в интервью Reuters. Ни одной из партий не удастся набрать достаточное для формирования правительства большинство, но наиболее сильные позиции у «Ата Мекен», отмечал киргизский политолог Сергей Масаулов.

Принятая конституция увеличила полномочия парламента, что позволило говорить о появлении первой в Центральной Азии парламентской республики. В июне президент России Дмитрий Медведев выразил сомнение, что такая модель сможет работать в Киргизии.

Считать Киргизию в полной мере парламентской республикой было бы неправильно, президент сохранил многие полномочия, поэтому важно, чтобы после выборов не началась борьба за лидерство между ветвями власти, говорит Борис Макаренко, предправления Центра политтехнологий. После революции 2005 г. около двух лет принцип разделения властей действовал, но завершился усилением Бакиева, напоминает эксперт. Киргизии придется пережить ряд кризисов, но это необходимо для реализации политического проекта, уверен Сариев.