Фестиваль в Локарно проверяет, остались ли еще в кино запретные темы

Организаторы 63-го кинофестиваля в Локарно решили встряхнуть этот тихий швейцарский городок. Такого средоточия дерзких, непристойных, но при этом талантливых фильмов здесь не было давно
OUTNOW.CH

С этого года арт-директором Локарно стал молодой Оливье Пер, бывший руководитель «Двухнедельника режиссеров» – каннской программы, куда, как правило, попадает чистый неформат: пограничное кино, не желающее никуда вписываться, или же такое, для которого еще не придумали успокаивающих обозначений. Теперь добрая половина этих авторов перекочевала в Локарно. Практически каждый день в программке можно встретить предупреждение: «Фильм содержит сцены, способные шокировать и потревожить чувствительность некоторых зрителей».

Фестиваль изобилует неудобными темами на любой вкус – от инцеста и некрофилии до немотивированного безумия и насилия как единственного способа почувствовать себя человеком. В «Матке» (Womb) Бенедека Флигауфа героиня Евы Грин, потеряв возлюбленного, решает при помощи генной инженерии родить его заново – чтобы мальчик, когда вырастет, стал ее любовником. К сожалению, отличная идея – показать будущее, в котором дети рожают заново своих родителей, жены – погибших мужей и т. д., а от смерти все равно никуда не деться, – утонула в предсказуемом, чересчур мейнстримном для такой заявки сюжете. Хотя визуальной экспрессии режиссеру не занимать.

Ева Грин, сыгравшая в «Матке» одну из своих лучших ролей, на фестиваль не приехала. А главным актером Локарно-2010 неожиданно стал порнозвезда Франсуа Сагат, снявшийся аж в двух фильмах, претендующих на «Золотого леопарда». Первый – «Зомби из Лос-Анджелеса» (LA.Zombie) канадца Брюса Ля Брюса. Мертвец с помойки (Сагат) находит на задворках свежие трупы и возвращает их к жизни путем пенетрации в самые разные отверстия, включая рану в области сердца и дырку от пули в голове. Фильм отличается чисто порнографическим однообразием и скукой, хотя культовый статус в узких кругах ему наверняка обеспечен.

Более творческий подход к работе с порноактерами предложил Кристоф Оноре в фильме «Мужчина в ванной» (Homme au bain) – истории расставания двух любовников. Один (Сагат) остается в парижском пригороде, другой уезжает на кинофестиваль в Нью-Йорк. Первый, мучимый разлукой, спит со всеми подряд, второй фланирует в компании нового друга (Кьяра Мастроянни; в Локарно ей дали приз «за вклад») и ручной камеры, через которую мы и видим Манхэттен. Оноре придумал простой и нетривиальный ход – показать, что делают любовники в свободное друг от друга время. Он снимает в промежутке между французской окраиной и американскими небоскребами, между кино и любительской съемкой ну и, главное, между кино с его чувственностью и тупой порнографией. Одно дело – смотреть на механически совокупляющиеся тела. И совсем другое – на эти же тела, когда они страдают, любят, ненавидят и мучаются от собственной ненужности. Первый случай – комфортный, привычный, потребительский. А вот второй – судя по громогласному «бу» после премьеры картины – по-настоящему провокативный и невыносимый.