Вектор


Банкротством не напугаешь

В базе Арбитражного суда Москвы на прошлой неделе появился иск о банкротстве ЗАО «Спар ритэйл», развивающего сеть супермаркетов Spar. Истец – дистрибутор алкоголя «СВА Алкоторг». Представители сторон иск не комментируют. Лишь источник, близкий к «Спар ритэйл», утверждает, что речь идет о «сравнительно небольшой» сумме по договору поставки. О том же говорят несколько других поставщиков сети. Участников рынка – ритейлеров, розничные ассоциации и самих поставщиков новости о появлении подобных исков давно перестали задевать за живое. «А, так это опять поставщик деньги выбивает» – примерно так прокомментировали иск несколько партнеров и конкурентов Spar. Серьезных проблем у сети не замечено – около 30 ее магазинов работают, компания в надежных руках, замечают они. В прошлом году 61% сети перешло под контроль инвесткомпании ANN Александра Мамута, а еще 36% были у фонда Russian Retail Growth Fund, инвесторами которого выступали опять же Мамут, Виктор Вексельберг и другие бизнесмены. Но с поставщиками сеть расплачивается неаккуратно: только в 2010 г. к ней подали иски о взыскании средств 15 контрагентов – почти на 28 млн руб. У одного терпение кончилось. Иски о банкротстве в кризисные годы участились: не отдает сеть сумму больше 100 000 руб. – несли в суд заявление, благо закон позволяет. Времена были тяжелые, и многие ритейлеры расплачивались с партнером только после такого демарша. Но за два года подобная тактика надоела даже судьям – сейчас они придирчиво относятся к искам, в которых компанию просят признать банкротом за незначительный по сравнению с ее активами долг, и часто просят стороны урегулировать конфликт в досудебном порядке, рассказывают юристы. Вот и заявление «СВА Алкоторга» пока оставлено без движения, указано на сайте суда.

Последний шанс

Акционеры «Норильского никеля» по-разному ведут боевые действия. Например, за последний месяц Владимир Потанин усилил контроль над компанией (его доверенное лицо – Андрей Клишас стал президентом ГМК). Вместе с «Норникелем» «Интеррос» начал переговоры с инвесторами о выкупе доли UC Rusal. Та писала письма в ФСФР, рассказала о конфликте президенту Дмитрию Медведеву и подала иск к «Интерросу» в Лондонский международный арбитражный суд с требованием исполнить соглашение акционеров. А теперь наняла Merrill Lynch и Credit Suisse, чтобы «навести порядок в управлении «Норникелем». Кроме того, Олег Дерипаска поехал в роуд-шоу, чтобы заручиться поддержкой миноритариев. Он предлагает сменить совет директоров и менеджмент компании. Такой ход Дерипаски выглядит неожиданно. Он привык бороться за активы в кабинетах власти, судах, но не на переговорах с миноритарными инвесторами. Но сейчас они, пожалуй, единственный шанс бизнесмена переизбрать совет директоров на внеочередном собрании ГМК. Возможно, у Дерипаски есть шанс добиться своего. Независимые директора ГМК Джерард Холден и Брэд Миллз написали письмо председателю совета директоров компании Василию Титову (копия есть у «Ведомостей»), предложив избрать в совет по три представителя от «Интерроса», UC Rusal и менеджмента и четырех независимых директоров. Подтвердить подлинность письма «Ведомостям» не удалось, но такой расклад был бы логичным: сейчас четыре директора из 13 работают в «Норникеле» – это, пожалуй, рекорд для подобных компаний.

Страшилка для инвесторов

Считается, что инвесторы суеверны. Особенно когда за неделю, завершающуюся пятницей, 13-м, Dow Jones падает на 3,3%. Впрочем, пятница, 13-е, давно уже не главная страшилка для инвесторов. Есть, к примеру, технический индикатор Hindenburg Omen, придуманный в 1995 г. математиком Джимом Миккой. Он показывает, когда падение должно перерасти в обвал рынка. Один из показателей грядущего краха – высокая волатильность. Число компаний, торгующихся на годовом максимуме и минимуме, должно быть не менее 2,5%. В четверг 2,9% компаний из торгующихся на NYSE обновили годовой максимум, а 2,6% – годовой минимум. Если верить Hindenburg Omen, обвала стоит ждать уже в сентябре, предупреждают клиентов самые нервные трейдеры. Более рациональные перекладываться в кэш пока не советуют. «Мне кажется, эти люди начали пить, не дожидаясь выходных», – отмечает управляющий директор Guggenheim Securities Эндрю Бреннер. С 1987 г. каждый кризис удовлетворял условиям Hindenburg Omen, но гораздо чаще этот индикатор предрекал обвал, которого не происходило. Всего в 25% случаев ситуация, выполнявшая требования Hindenburg Omen, развивалась в крах на рынке, говорят аналитики. Сам Микка был удивлен, узнав, что его индикатор используется на практике. Индикатор хотели назвать «Титаник», вспоминает он, но это название было уже занято и в итоге остановились на Hindenburg Omen, в честь немецкого самолета, рухнувшего в 1937 г.